Ресурсоснабжающая организация исполнитель коммунальных услуг Томск

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ресурсоснабжающая организация исполнитель коммунальных услуг Томск». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.

Следует признать, что и сейчас некоторые арбитры принимают решения с противоположными выводами. Например, АС УО посчитал, что именно РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг после одностороннего расторжения договора с УК в связи с неисполнением УК обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Поэтому признано недействительным предписание РСО о корректировке размера платы за электроэнергию на ОДН исходя из нормативного объема (Постановление от 07.09.2015 № Ф09-6282/15). Аналогичное заключение сделано в Постановлении АС СЗО от 27.04.2015 № Ф07-1809/2015: приняв в управление дом с 01.03.2013, УК не заключила договоры ресурсоснабжения, РСО поставляла в дом электроэнергию и на законном основании выставляла счета гражданам.

РИЦ ЖКХ – расчетный центр, созданый в 2005 году. Наши клиенты – это уже действующие или только приступающие к работе управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК и ресурсоснабжающие предприятия г. Томска и Томской области.

При выполнении расчетов платы за ЖКУ используются актуальные, постоянно обновляющиеся нормативно-методические материалы в сфере ЖКХ, что обеспечивает корректность расчетов и их полное соответствие действующему законодательству РФ и Томской области.

Большой опыт работы позволяет качественно, оперативно и по демократичным ценам выполнять договорные обязательства перед нашими клиентами.

На сайте можно ознакомиться с нашими услугами по информационному обслуживанию, разработанными нами программными средствами и другой полезной информацией для организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Процесс оказания услуг организацией

Согласно положениям ЖК РФ, ресурсоснабжающая организация изначально предоставляет гражданину определенный вид услуг, после чего выставляет счет за их использование. Если в данном процессе принимает участие управляющая компания, то на нее ложится ответственность за качество оказываемых услуг, по учету потребленных объемов.

Кроме того, представители УК занимаются производством перерасчетов, ведут работы по претензиям, заявленным собственниками помещений. В указанных направлениях деятельности УК несет финансовые издержки. Применяются аналогичные ставки по тарифам, что и при поставке ресурса напрямую.

Доходы, которые получает РСО в сфере ЖКХ, складываются из стоимости ресурса и не отражают понесенные издержки.

По итогу для ресурсоснабжающей компании складывается удачная схема работы с потребителями услуг. Представителям РСО не требуется налаживать взаимодействие с каждым отдельно взятым гражданином, так как эти функции на себя берет управляющая компания.

Однако не всегда посредническая организация коммунальных услуг может в полной мере оплатить ЖКУ. Причина заключается в том, что владельцы жилых помещений не вовремя вносят средства по квитанции. Поэтому РСО стремятся заключать соглашения с гражданами напрямую, чтобы иметь возможность воздействовать на них разными способами.

Изменение в законодательстве

ВНИМАНИЕ! С 2017 года граждане получили возможность заключать договора о поставках напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Для такого действия должно быть одно из оснований, предусмотренных законом:

  • Заключить договор на прямую с поставщиком имеет право владелец частного дома, коттеджа.
  • При непосредственном управлении дома самими жильцами. Данная форма управления выбирается общим собранием при большинстве голосов «за». Но эта форма специфическая, она больше подходит для домов с небольшим количеством квартир.
  • Заключить договор могут и пользователи помещений нежилых, но находящихся в пределах многоквартирного дома.
  • РСО может подписать договор о сотрудничестве с потребителем напрямую, если в многоквартирном доме действует переходный период между другими формами управления.

Если Управляющая Компания стала должником ресурсоснабжающей организации и не переводила средства плательщиков поставщику, жильцы дома могут заключить договор с РСО напрямую, без посредника.

УК может даже объявить банкротство в таком случае, а потребитель не может остаться без поставок ресурсов, обеспечивающих возможность жить в квартире.

Сегодня появилась возможность заключать прямые договоры между потребителями и РСО. Можно это делать в следующих ситуациях:

  • при проживании собственника в частном доме;
  • при избрании на общем собрании подобного способа управления;
  • если потребители ресурсов хозяева необитаемых помещений в многоэтажном доме;
  • если управляющая компания или товарищество собственников жилья задолжали РСО более трех месячных платежей за коммунальные услуги.
Читайте также:  Что нужно для продажи ООО при единственном участнике

Тогда владельцы недвижимости в многоквартирных домах вправе оформить прямой договор на поставку необходимых услуг. У такого способа есть плюсы:

  • нет надобности содержать лишних чиновников;
  • не нужно нести ответственность всем жителям дома за несколько недобросовестных соседей, которые не платят коммунальный взнос;
  • возможен найм на короткий срок подрядчиков для проведения работ по восстановлению жилого фонда, что разрешает сэкономить из-за большой конкуренции в этой области.

К минусам подобных договоров относят:

  • многоэтажное здание перестает управляться результативно из-за больших разногласий между жителями;
  • коммунальная оплата может осуществляться нерегулярно;
  • нельзя сделать капремонт за счет денег, которые выдает Фонд содействия реформам ЖКХ.

Ресурсоснабжающие организации – что это такое

Основной и наиболее распространенной формой организации управления и эксплуатации многоквартирных домов считаются управляющие компании или товарищества собственников жилья, ТСЖ.

В процессе деятельности по эксплуатации многоквартирных домов необходимы услуги по водоснабжению, теплоснабжению, канализации и удалению твердых бытовых отходов. Компании, основными функциями которых является оказание услуг по поставке коммунальных ресурсов, именуются ресурсоснабжающими организациями.

Ресурсоснабжающие компании являются юридическими лицами и практически всегда монополистами в городах, а тем более в сельской местности.

Тарифы на услуги населению для занимающих монопольное положение в сфере реализации бытовых услуг компаний подвергаются государственному регулированию. Государством установлен порядок установления и регулирования цен на коммунальные и бытовые услуги гражданам, правила начисления и порядок оплаты за услуги, оказанные поставщиками ресурсов.

УК для ресурсоснабжающих организаций выступают в роли заказчиков, а поставщики ресурсов для управляющих компаний выступают в роли подрядчиков, действующими на условиях заключенных договоров.

В большинстве случаев жильцы не рассчитываются напрямую с РСО. Посредником между этими сторонами выступает управляющая компания (УК) — организация, которая содержит, управляет и эксплуатирует жилищный фонд на основе договора с собственниками квартир, домов. Что касается нашего случая, здесь УК собирает деньги у жильцов и передает их РСО. Последняя тут выступает субподрядчиком, а УК — подрядчиком.

Таким образом, РСО занимается коммунальными проблемами, а УК содержит в надлежащем состоянии жилой фонд, занимается сбором средств на капремонт, организует необходимые ремонтные и восстановительные работы.

РСО никак не может выступить в роли управляющей компании, однако жильцы с недавнего времени могут рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией в обход УК.

Ответственность РСО за неправильный расчет

Юридически границы ответственности с ресурсоснабжающими организациями обозначены в федеральном законе № 176 от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ», в котором обозначено, что ответственность за неверное начисление коммунальных платежей возлагается на исполнителя. При нарушении порядка начислений ответственность выражается в выплате 50 % от суммы финансовых недочетов.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то на нее и выписывается штраф. Потребители должны направить обращение в письменном виде компании-исполнителю, в котором потребовать произвести перерасчет стоимости фактически предоставленных услуг.

Если реакции на заявление не последует, необходимо жаловаться в Роспотребнадзор. Разбирательство можно также инициировать путем обращения в прокуратуру или в суд.

Сфера ЖКХ по-прежнему остается самой проблемной в России. Управляющие компании часто банкротятся, увеличивается число просроченных платежей, услуги постоянно растут в цене, становясь необоснованно высокими, качество сервиса, наоборот, оставляет желать лучшего.

Все эти проблемы и стали основанием для внедрения практики прямых расчетов. Правительство полагает таким образом повысить качество предоставляемых услуг и прозрачность расчетов.

Ресурсоснабжающая организация: какие ее функции и полномочия

Из самого названия компании должно быть понятно, что ресурсоснабжающая организация – это та компания, которая в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляет некие ресурсы. К ним относятся вода, газ, электричество, отопление и т.д., то есть все то, что потребляет среднестатистический житель многоквартирного дома. Но при этом необходимо понимать, что такая организация не просто обладает такими ресурсами и продает их, но и обеспечивает их поставку до конечного потребителя.

Примеры ресурсоснабжающих организаций:

  • Водоканалы. Такие учреждения направляют воду по трубопроводу до конечного потребителя, то есть в квартиры или дома граждан;
  • Компании по обеспечению отопительных систем. Таких организаций в городе может быть множество, но каждая из них должна обеспечивать в отопительный сезон поставку тепла;
  • Организации по поставке электричества. Вообще электричество вырабатывается электрическими станциями, но вот кто осуществляет поставку, вопрос сложный. Это может быть и посредник, и сама станция, и управляющая компания и т.д.;
  • Газовые службы. Как правило, даже в крупных городах газовая служба одна, что связано с достаточно большой ответственностью таких организаций.
Читайте также:  Питание сотрудников за счет предприятия налогообложение 2023 УСН

Толкуем законодательство

Правила предоставления коммунальных услуг распространяют свое действие на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1). Тем не менее в силу их п. 8 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить самим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им.

Кроме того, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности РСО по договору с потребителями. Так, РСО несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Прямые расчеты потребителей с РСО улучшат платежную дисциплину в ЖКХ

В этом году одним из главных законодательных новшеств в сфере ЖКХ, которые будут обсуждаться в Госдуме, должен стать так называемый «закон о неплатежах». Проект закона N 500410-6 «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ)», переданный в Госдуму в конце прошлого года, должен быть рассмотрен в весеннюю сессию.

Необходимость реформирования законодательной сферы ЖКХ назрела уже давно. По-прежнему острой остается проблема баланса интересов во взаимоотношениях ресурсоснабжающих организаций (РСО), управляющих компаний (УК) и конечного потребителя услуг — населения, информирует «РГ».

Сейчас система устроена несбалансированно: цепочка движения ресурсов и платежей разрывается на управляющей компании. Деньги, которые УК собирает с потребителей ресурсов, доходят до РСО не в полном объеме. И реально работающей системы ответственности в этом механизме нет. «В соответствии с законодательством почему-то ошибочно решено, что коммунальный ресурс у снабжающих организаций на границе многоквартирного дома приобретает УК. На деле участниками общей долевой собственности на объекты внутридомовых инженерных систем являются именно жильцы — собственники помещений. И внутридомовые инженерные системы УК никоим образом не передаются, она по поручению собственников лишь обеспечивает надлежащее техническое состояние этих систем, содержит их и ремонтирует. Исходя из этого вся деятельность УК по оказанию коммунальных услуг с использованием внутридомовых инженерных систем, сбору платежей и перечислению их в счет оплаты за коммунальные ресурсы носит агентский характер. Поэтому управляющие компании, выполняя, по сути, лишь функции агента, не заинтересованы в 100-процентом сборе платежей — им не выплачивается вознаграждение при повышении собираемости, у них нет рисков при накоплении задолженности, — объяснил президент Павел Курзаев. — Кроме того, в большинстве случаев исполнители коммунальных услуг вне зависимости от способа управления многоквартирных домов (УК, ТСЖ, ЖСК и пр.) не обладают необходимой квалификацией, а главное, мотивацией к качественному обслуживанию и эксплуатации внутридомовых инженерных сетей — холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления. В результате потребитель получает услугу низкого качества на фоне постоянного роста совокупного платежа, обусловленного, в том числе, высокими расходами на общедомовые нужды».

Эти системные ошибки, которые остались на законодательном уровне, когда Жилищный кодекс только принимался, привели к тому, что у УК нет стимула качественно предоставлять услуги. Из-за этого страдают как потребители, так и РСО. Очевидно, что лучший механизм повысить собираемость платежей — ограничить ресурс. Но у РСО нет на это прав, впрочем, как нет и гарантий, что они получат свои деньги.

Проблема недополучения заложенной в тарифе выручки РСО не ограничивается низкой собираемостью платежей с населения. Последние годы массовыми становятся случаи вывода денег УК через мошеннические схемы, банкротства старых «пустых» УК, фальсификации документов о принятии собственниками решений о заключении договоров управления с новыми УК — клонами старых. Это происходит в Перми, Благовещенске, Самаре, Кирове и ПетроВ таком случае РСО выставляет напрямую счет потребителю по его счетчику и собирает деньги. В этом случае, если компания выстроила нормальную сбытовую работу, должник от нее никуда не денется. Даже если собственник квартиры поменяется, задолженность прежнего владельца, в отличие от долгов, уходящих в небытие УК, никуда не пропадет, — поясняет глава РКС.

Между тем за годы работы РКС «мертвые» задолженности управляющих компаний составили миллиарды рублей. Коммунальщики уверены, исходя из своего опыта работы по прямым схемам взаиморасчетов, что как только УК исчезает как звено при взаимодействии с потребителем, собираемость платежей вырастает до 98 процентов.

«РСО вынуждены стремиться к переходу на прямые договоры, потому что других вариантов вернуть вложенные средства у нас нет. Единственный способ — банковская гарантия на оплату услуг от УК. Но получить ее практически невозможно», — говорит Павел Курзаев.

Читайте также:  Алименты на 2 детей в 2023 для неработающих в Московской области

Для перехода на прямые договоры необходимы изменения в Жилищном кодексе. Изменения, направленные на обеспечение прямых договоров, были внесены в Госдуму в рамках законопроекта N 500410-6. «К сожалению, эти инициативы из текста документа были исключены. Сегодня в нем остались только санкции в отношении неплательщика, на которого УК сможет дополнительно начислять процентную ставку за пользование чужими денежными средствами, да и то с 90-го дня просрочки. Эффект от этого будет минимальным, какая-то часть должников, возможно, начнет платить управляющим компаниям, но вряд ли сами УК станут отчислять больше средств ресурсникам. Если в законе не будут прописаны прямые платежи, все опять будет зависеть от добросовестности УК», — констатировал председатель совета директоров «РКС» Григорий Терян.

Система прямых договоров была бы выгодна и УК. При заключении прямого договора между РСО и потребителем управляющая компания будет выполнять именно те функции, для которых она и привлекается: обслуживание внутридомовых инженерных систем в рамках жилищной услуги, предоставляемой по договору управления. Она больше не несет ответственности за неплатежи граждан, а также за сверхнормативное потребление ресурса на общедомовые нужды, соответственно уменьшается количество возможных банкротств УК и случаев возбуждения административных и уголовных дел. При заключении прямого договора между РСО и потребителями УК избавится от своего основного риска — задолженности перед РСО, которая в перспективе от 1 года до 3 ведет к банкротству УК. С точки зрения договора с потребителем УК должна остаться профессиональным звеном, которое в рамках договора управления будет отвечать за взаимоотношения между РСО и жильцами МКД. К примеру, если качество ресурса у РСО хуже, чем это предусмотрено, УК должна выступать от имени потребителя и защищать его интересы.

«Кроме того, собственникам помещений в МКД должна быть предоставлена возможность с согласия РСО обслуживание внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Тогда РСО будет обеспечивать поставку ресурса до крана или батареи потребителя и сможет проводить работу по сокращению так называемых небалансов, — считает Григорий Терян. — Таким образом, РСО и УК смогут выйти на новый уровень взаимоотношений — взаимодействовать, а не воевать. Безусловно, уже существует ряд УК, которые поддерживают концепцию прямых договоров. Они хотят зарабатывать на той услуге, которая реально приносит им прибыль. И электроснабжение, и связь в МКД уже давно работают без участия УК, и эти отрасли сегодня очень прогрессивны».

В большинстве случаев жильцы не рассчитываются напрямую с РСО. Посредником между этими сторонами выступает управляющая компания (УК) — организация, которая содержит, управляет и эксплуатирует жилищный фонд на основе договора с собственниками квартир, домов. Что касается нашего случая, здесь УК собирает деньги у жильцов и передает их РСО. Последняя тут выступает субподрядчиком, а УК — подрядчиком.

Таким образом, РСО занимается коммунальными проблемами, а УК содержит в надлежащем состоянии жилой фонд, занимается сбором средств на капремонт, организует необходимые ремонтные и восстановительные работы.

РСО никак не может выступить в роли управляющей компании, однако жильцы с недавнего времени могут рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией в обход УК.

ГИС ЖКХ для РСО: с чего начать

Напомним, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в течение семи дней с даты заключения договора о ресурсоснабжении уполномоченный специалист РСО обязан разместить в ГИС ЖКХ следующие данные:

  • о договорах ресурсоснабжения;
  • об обслуживаемых жилых и многоквартирных домах (при их отсутствии в системе);
  • обо всех помещениях, расположенных в МКД;
  • о лицевых счетах потребителей энергоресурсов;
  • о приборах учета поставляемых ресурсов, а также их показаниях;
  • о начислениях за коммунальные услуги;
  • о внесении оплаты в кассу РСО;
  • о состоянии расчетов с потребителями.

На рисунке ниже наглядно изображено, какую информацию нужно заносить в ГИС ЖКХ и в каком порядке.

Взаимоотношения УО и собственников жилья

Как и в первом случае, между двумя сторонами заключается договор, в котором прописаны права и обязанности каждого. Владельцы жилищных помещений и имею право на:

  • получение коммунальных услуг в полном объеме;
  • требование проверки качества предоставляемых ресурсов;
  • получение обязательной информации, прописанной в договоре;
  • требование материальной компенсации за нанесенный ущерб, если коммунальные услуги были в ненадлежащем качестве.

Обязаны:

  • своевременно вносить абонентскую плату;
  • сообщать о нарушениях во внутридомовых инженерных системах;
  • использовать комнатные приборы учёта;
  • обеспечивать проверку счётчиков и инженерных систем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *