Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
- Профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов
1. В 1997 году было создано некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России», среди целей и задач которого названы координация деятельности специалистов и юридических лиц в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также разработка методологии и методики бухгалтерского учета. Одной из задач, которую призван решить ИПБ – передача ряда функций регулирования бухгалтерского учета от государства профессиональным организациям.
В настоящее время представители ИПБ принимают участие в работе Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета, в разработке нормативных документов бухгалтерского учета, закона о бухгалтерском учете.
Институт активно участвовал в создании 15 действующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Однако ученые и практики бухгалтерского учета – члены ИПБ России считают, что международные стандарты финансовой отчетности должны быть адаптированы к условиям нашей страны и учитывать правовое поле, в котором они будут действовать, т.е. ПБУ не должны противоречить гражданскому, трудовому законодательству, действующему в Российской Федерации.1
ИПБ принимает участие в создании отраслевых документов по бухгалтерскому учету, к примеру методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и формированию финансовых результатов в сфере туризма.
Мерами по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета предусмотрено участие ИПБ в разработке отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности. Следует отметить, что Закон «О бухгалтерском учете» в отличие от других законов («О рынке ценных бумаг», «Об аудиторской деятельности») никак не затрагивает вопросов создания и деятельности, а также полномочий в сфере нормативного регулирования учета и отчетности саморегулируемой организации.
2. В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» аккредитованное профессиональное аудиторское объединение имеет право самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; представителе организаций входят в Совет по аудиторской деятельности, который принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа.
Таким образом, профессиональные организации аудиторов хотя и не участвуют в непосредственно в регулировании бухгалтерского учета, однако как лица, оценивающие бухгалтерскую отчетность, влияют на формирование требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету и отчетности.
- Роль профессиональных организаций (НАУФОР) в области профессионального регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Под саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг Закон «О рынке ценных бумаг» понимает добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с названным Законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации (ст. 48) Статья 49 Закона определяет права саморегулируемой организации, к числу которых относится право разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением.
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
В законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.
В Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Данная система регулирования бухгалтерского учета в нашей стране состоит из документов четырех уровней (см.приложение 1).
Первую группу документов составляют законодательные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организациях. Сюда относятся:
- Конституция Российской Федерации;
- кодексы Российской Федерации (гражданский, административный, трудовой, бюджетный, земельный, налоговый);
- Федеральные законы;
- указы Президента;
- постановления Правительства.
Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[1]. Целью данного закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета в России. Сюда же можно отнести Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»[2] и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Раскрытие конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме осуществляется в документах третьего уровня системы: методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях (см.приложение 6). В качестве примера можно назвать Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России 01.07.2013 N 65н (ред. от 06.06.2017)[18]. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[19]. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности.
Один из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н[20] (см.приложение 3). К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, «Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами»[21]. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации[22]. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов Российской Федерации. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
Вполне очевидно, что в данном случае успешное внедрение новых понятий и принципов, заимствованных из МСФО, зависит от того, насколько бухгалтерам организаций и предприятий будут ясны цели и практический смысл их введения в российскую бухгалтерскую практику.
Аналогичные проблемы возникают и у пользователей бухгалтерской отчетности отечественных организаций и предприятий. Им также далеко не всегда ясны цели введения новых требований к раскрытию и представлению бухгалтерской информации. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой организации и предприятия будут нести дополнительные затраты на подготовку бухгалтерской отчетности, учитывая новые требования, а пользователи бухгалтерской отчетности, ради которых эти требования вводятся, будут недоумевать, какую же выгоду они могут извлечь из новой информации.
В результате представляется необходимым «выпуск новых ПБУ сопровождать одновременным выпуском соответствующих разъяснений по применению этих ПБУ с детальными комментариями не только относительно конкретных учетных ситуаций, но и по поводу целесообразности данных нововведений и их практического смысла»[51].
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Дата утверждения |
ПБУ 2/2008 |
Учет договоров строительного подряда |
24.10.2008, N 116н |
ПБУ 9/99 |
Доходы организации |
06.05.1999, N 32н |
ПБУ 10/99 |
Расходы организации |
06.05.1999, N 33н |
ПБУ 13/2000 |
Учет государственной помощи |
16.10.2000, N 92н |
ПБУ 18/02 |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
19.11.2002, N 114н |
Акты методического характера — указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Функции и задачи бухгалтерского учета
Функции бухгалтерского учета:
1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;
2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;
3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;
4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.
Методички и внутренние нормативные акты
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
- учетная политика;
- инструкции;
- приказы.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
Последние годы система регулирования и ведения бухгалтерского учета подвергается значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, бухгалтерский учет контролируется государством. В настоящее время происходит снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. В разработке национальных стандартов принимают участие профессиональные организации. При совершенствовании национальной системы используются нормы учета из международных стандартов. При этом развитие учета должно идти как одна система, включающая статистический, бухгалтерский, оперативный учет. Развитие должно отражать экономические изменения в стране. Перед развитием бухгалтерского учета и отчетности стоят такие задачи, как формирование информации о деятельности предприятий, которая была бы полезна внутренним и внешним пользователям. Основные направления развития – повышение качества информации, создание условий для применения международных норм, усиление контроля качества отчетности, изменение системы с разумным сочетанием деятельности государственных органов и сообщества профессионалов.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Система нормативного регулирования— это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов. Методологическое руководство по бухгалтерскому учету осуществляется Правительством РФ. Приоритет регулирования предоставлен Министерству финансов, которое осуществляет разработку, утверждение документов по методике организации учета и отчетности. Утвержденные им документы составляют основу системы нормативно-правового регулирования, обязательны для применения. Другие органы не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие указаниям МинФина РФ. Одни из норм обязательны к применению, другие носят рекомендательных характер.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно. - Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Пути совершенствования системы бухучета:
- оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
- увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
- повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
- соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
- эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
- применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.
Система регулирования бухгалтерского учета
В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» По данной теме мы уже выполнили реферат
Федеральный закон о бухгалтерском учёте подробнее , отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности подробнее ;
3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
4 – й уровень – рабочие документы организации.