ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.

Необходимость проведения производственного экологического контроля, определена статьей 26 Федерального Закона Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах про­изводства и потребления» от 24.06.1998г., а также Федеральным законом № 7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды» (ст.67) от 10.01.2002г.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Данный документ определяет порядок производственного контроля, обеспечивающего выполнение хозяйствующими субъектами требований природоохранительного законодательства и мероприятий по охране окружающей среды.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Утверждение программы

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Читайте также:  Как получить пенсию в России гражданину Армении в 2022 году

Ответственность за отсутствие

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Обязательная отчетность по осуществлению процедур ПЭК

С помощью отчетов утвержденной в Приказе 261 от 14 июня 2018 года формы Минприроды РФ контролирует выполнение процедур, предписанных утвержденной программой ПЭК. Составляется и предоставляется он ежегодно.

Срок сдачи определен в приказе 74 Минприроды РФ — до 25 марта года, следующего за отчетным. Подписать его можно обычной подписью или электронной. Предоставляется заполненная форма по месту фактического нахождения производства. Т.е. в территориальное отделение Росприроднадзора. Одна копия отправляется в бумажном и электронном виде контролирующему органу. Вторую предприятие оставляет у себя и хранит вместе с остальной экологической документацией для последующего предъявления при проверке.

Отчет не требует обязательного согласования в контролирующих органах. По сути это декларация выполненных организацией процедур экологического характера. На крупных предприятиях он обычно готовится штатными экологами и утверждается руководителем. Но эту работу также можно доверить и сторонней организации. Это позволит разгрузить своих специалистов и гарантированно выполнить требования по его составлению.

Стоимость учитывает общие объемы организации, сколько источников загрязнения, какие анализы необходимы при этом и их количество, общую сумму точек для проведения отбора проб.

Название услуги Стоимость, руб. Примечание
Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (объектов НВОС) от 10 000 Согласование в надзорных органах – 30 календарных дней
Паспорта на отходы I-IV классов опасности от 4 000 Не подлежат согласованию в надзорных органах
Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух от 50 000 Подлежит согласованию в Роспотребнадзоре
Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК) от 15 000 Не подлежит согласованию в надзорных органах
Декларация о воздействии на окружающую среду (декларация о ВОС) (срок действия – 7 лет) от 17 000 Сдается в надзорных органах в уведомительном порядке
Проект санитарно-защитной зоны (без согласования) от 370 000 Согласование: в Центре гигиены – до 30 рабочих дней; в Роспотребнадзоре – до 15 рабочих дней
Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) от 50 000 Согласование в надзорных органах – 30 рабочих дней
Данные учета в области обращения с отходами (журнал движения отходов) от 2 000 Не сдаются в надзорные органы, но должны оформляться ежеквартально
Журнал первичного учета выбросов загрязняющих веществ от 2 000 Не сдаются в надзорные органы, но должны оформляться ежегодно
Отчет о результатах ПЭК от 10 000 Срок сдачи – ежегодно до 25 марта
Отчет 2-ТП (воздух) от 2 000 Срок сдачи – ежегодно до 22 января
Отчет 2-ТП (отходы) от 2 000 Срок сдачи – ежегодно до 1 февраля
Отчет 2-ТП (водхоз) от 2 000 Срок сдачи – ежегодно до 22 января
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (декларация о плате за НВОС) от 8 000 Срок сдачи – ежегодно до 10 марта, внести плату – ежегодно до 1 марта
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров от 17 000 Срок сдачи – ежегодно до 1 апреля
Отчёт о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров от 20 000 Срок сдачи – ежегодно до 1 апреля
Расчёт экологического сбора от 20 000 Срок сдачи – ежегодно – до 15 апреля, внести плату – ежегодно до 1 апреля
Читайте также:  Запись в трудовой книжке об увольнении по собственному желанию 2023 как правильно сделать

Хотите получить консультацию SRG-ECO для вашего бизнеса?

Просто заполните форму – остальное мы сделаем сами!

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Программа экологического контроля на предприятии.

В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.

Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.

В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:

  • контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
  • контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
  • организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
  • организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.

Предприятиям данный документ необходим для:

  • систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
  • соблюдения требований природоохранного законодательства,
  • прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
  • контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
  • и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.

Что входит в отчет о результатах ПЭК

Отчет о результатах ПЭК должен включать следующие данные об объекте НВОС:

  • адрес места нахождения, код объекта, категорию объекта;
  • наличие источников выбросов и их характеристики;
  • сведения о применяемых технологиях;
  • сведения о собственных либо о привлекаемых лабораториях, их адреса и аттестаты аккредитации;
  • перечень загрязняющих веществ для воздуха;
  • результаты контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках;
  • результаты наблюдений за загрязнением воздуха, если они есть;
  • результаты учета объемов забора воды из водного объекта и сбросов сточных вод;
  • результаты наблюдений за водными объектами;
  • результаты проверок очистных сооружений, если они есть;
  • результаты мониторинга на объектах размещения отходов,если они есть.

Цели и задачи производственного контроля

Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:

  • регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
  • постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
  • осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
  • наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
  • обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
  • предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Читайте также:  Как уволить сотрудника по статье

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

  • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
  • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
  • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

Штрафы за отсутствие программы ПЭК

Отсутствие экологической документации – вопрос решаемый, но наказуемый. Рано или поздно предприятие могут оштрафовать согласно закону. Так, статья 8.5 КоАП РФ подтверждает следующее: административные штрафы накладываются на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 500 до 80 000 рублей.

Кроме того, за несоблюдение экологического законодательства налагается предупреждение, либо также административные штрафы в размере от 1000 до 100 000 рублей.

Мы много лет трудимся на благо экологии и законной, беспрепятственной деятельности небольших организаций и самых крупных предприятий. Не откладывайте подготовку нужной экологической документации, обратитесь к команде специалистов ЭкоПромЦентр прямо сейчас!

Проконсультироваться

Кто должен проводить ПЭК?

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК

Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области, подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве, подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *