Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли тахограф на личный микроавтобус 15 мест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цифровые тахографы — это бортовое электронное устройство. Он контролирует и фиксирует различные параметры автомобиля, также основная функция тахографа, контроль режима труда и отдыха экипажа транспортного средства.
Штрафы за отсутствие контрольных приборов
Все штрафные санкции можно разделить на две группы. Первая группа касается нарушения правил лицензирования. Для получения лицензии необходимо установить тахографы на все ТС, внесенные в реестр, а перевозка пассажиров без разрешения наказывается:
- Конфискацией ТС (обычно при повторном нарушении).
- Штрафом для должностных лиц до 50 тысяч, и для юридических лиц до 400 тысяч.
- Приостановкой деятельности компании на срок до 90 дней.
Если же лицензия оформлена, но ТС вышло в рейс без тахографа или с неисправным прибором, либо водитель нарушил правила использования устройства, то штрафы накладываются в соответствии с КоАП (статья 11.23):
- Для водителя или иного лица, допустившего нарушение – от тысячи до 3 тыс. рублей.
- Для ответственного сотрудника либо предпринимателя – 5-10 тыс. рублей.
Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС
В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.
Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061) (далее — приказ Минтранса России N 36) после слов «за исключением», производится:
…
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
- …
- транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
- транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:
- 1 февраля 2021 года — на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 марта 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
- 1 июня 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 января 2022 года — на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.
Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.
Необходимость тахографа на городских и пригородных автобусах
Минтранс пошел на уступку городскому транспорту — тахограф для городских автобусов не нужен.
Несмотря на явно просматриваемое первоначальное желание Минтранса оснастить все транспортные средства, имеющие более 8 мест для пассажиров (кроме водителя), регистрирующими устройствами, все-таки было решение отказаться от их применения на городских/пригородных маршрутах (протяженностью до 50 км в одну сторону). Тахограф на автобус в городе не имеет возможности кардинально влиять на безопасность перевозок, их качество.
Контроль за работой городского общественного транспорта осуществляется уже владельцами с помощью систем ГЛОНАСС, а обязательная их установка на весь общественный автомобильный транспорт – привела бы к увеличению стоимости проезда пассажиров.
Следовательно, обязательно нужен тахограф на микроавтобус, осуществляющий коммерческие пассажироперевозки, которые не отнесены к регулярным городским и пригородным. Без этого не обойтись, а сотрудники ГИБДД с большой радостью остановят автобус, чтобы проверить наличие тахографа.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ТАХОГРАФА.
Также немаловажным моментом является административная ответственность. Штраф за тахограф, а точнее за его отсутствие, может показаться кому-то небольшим.
Но на мой взгляд любой штраф может превратиться в кошмар. Давайте лучше будем работать без них.
Итак. Давайте обратимся к КОАП РФ.
Цитирую как есть:
Статья 11.23 КоАП РФ. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (действующая редакция)
1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Оснащение тахографом ТС
Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.
В 2021 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.
Также тахографы должны быть на:
- автобусах с количеством посадочных мест более 8 (масса ТС 5 тонн и более);
- междугородних грузовиках, которые перевозят грузы на расстояние более 50 км;
- грузовые ТС с массой 12-15 тонн, которые не осуществляют грузоперевозки.
В 2019 году обрели законную силу поправки в действующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ №196 статья 20.3 (предписывает частным лицам оснащать тахографами автобусы, соблюдать требования по использованию устройств, регулировать должным образом режим работы водителя);
- Постановление Правительства № 1276 о преобразовании порядка техосмотра ТС, содержит требования для водителей, руководства предприятий;
- статья 11.23 КоАП ужесточает меры ответственности за нарушения по оснащению автобусов тахографами.
С ноября 2019 года весь пассажирский транспорт при прохождении ТО проверяется на наличие тахографа, его рабочего состояния, наличия заводской пломбы и прочих технических параметров. Проверенная информация заносится в диагностическую карту.
По марке приборов установлены разграничения:
- СКЗИ для передвижения внутри страны;
- ЕСТР для международных перевозок.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Новые нумерации законов в области тахографии.
до конца 2021г. | с января 2021г. |
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” | ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…” |
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” | ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” |
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” | ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” |
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” | ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” |
Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ “Росавтотранс”. Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.
Нет необходимости устанавливать тахограф на:
Городские и пригородные Пассажирские перевозки, продолжительность маршрута которых менее 50 км. При этом номер маршрута обязателен. |
Не нужно устанавливать на спецтехнику. Список ниже |
ТС свыше 30 лет, если все условия соблюдены. |
Данная статья написана с учетом всех изменений, на дату 16.03.2016 в соответствии с приказом № 16 от 29.01.2016г. вступившем в силу с 11.03.2016
Нужен ли тахограф для физических лиц узнайте из статьи Тахограф для физических лиц
ТС, установка тахографов на которые уже была произведена до 1 апреля 2014 года по 720 постановлению или по ЕСТР, кроме аналоговых(шайбовых) тахографов, их запретили Приказом Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 г. №348. Данные ТС могут до 1 января 2018 года должны проходить только тарировку. И к 2018 году дооборудовать блоком СКЗИ тахографы по 720 постановлении. И заменить тахографы по ЕСТР на тахографы по приказу №36.
За отсутствие тахографа выносится запрет на эксплуатацию транспортного средства!
Так же, при проверке будет выписан штраф на водителя от 1000 до 3000 рублей, и на предприятие от 5000 до 10000 рублей. Данная практика штрафов уже началась. И многие клиенты, при покупке, говорят об этом.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами:
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2). |
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3). |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2). |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3). |
Штрафы за отсутствие тахографа на автобусе
Согласно требованиям статьи 11.23 КоАП РФ к наказуемым деяниям относятся:
- отсутствие на автобусе бортового регистрационного устройства;
- езда с неисправным устройством;
- управление техникой без индивидуальной тахографической карты.
Суммы штрафов составляют:
- от 1 до 3 тыс. рублей для водителя;
- до 10 тыс. рублей – для ответственного за нарушение должностного лица.
Кроме того, штраф в сумме до 3 тыс. рублей будет обязан выплатить водитель, допустивший нарушение режима труда и отдыха.
Сегодня на стадии согласования находится законопроект о внесении изменений в с ст. 11.23 КоАП РФ, расширяющий круг ответственных лиц и увеличивающий суммы штрафов. Согласно этому законопроекту:
- За допущенное нарушение водитель может получить штраф в сумме от 3 до 5 тысяч.
- Юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 20 до 50 тысяч.
- Также в качестве санкции может применяться приостановка деятельности предприятия (на срок до 90 дней).
Анализ информации, приведённой выше, помогает разобраться, для чего нужен тахограф в автобусе. С одной стороны, наличие такого прибора дает возможность оптимизировать рабочее время водителя, снизив уровень аварийности. С другой — оснащение автобусов и микроавтобусов самописцами позволяет избежать штрафов, которые весьма чувствительны уже сегодня, а со временем станут куда более существенными.
Нужен ли тахограф на Газель?
Контроль всех данных с цифрового тахографа осуществляется с помощью карты водителя.
Это пластиковая карта, является индивидуальной и содержит информацию о водителе. Она надежно защищена специальным чипом, так что подделка её невозможна. Память карты хранит данные об остановках, скорости, перерывах в работе автомобиля и шофера. Эту информацию и нужно раз в 28 дней считывать и хранить в специальном архиве в течение 2-х лет.
Водительская карта может быть выдана не только гражданину РФ, но и любому иностранцу при условии проживания в нашей стране не менее 6 месяцев в год.
Её можно получить, предоставив следующие документы и специальное заявление.
-
Ксерокопия удостоверения личности (паспорт гражданина РФ или любой другой страны)
-
Ксерокопия удостоверения водителя
-
Справка подтверждающая место работы
-
СНИЛС
-
Фотография
Фото необходимо предоставить в печатном и электронном виде. В обоих случаях это должна быть черно-белая фотография, на которой ваше лицо расположено строго посередине. Размеры для бумажной фотографии обычные – 3,5 на 4,5. Формат фотографии предоставляемой в электронном виде – bmp.
В России наиболее распространенным видом является карта водителя СКЗИ.
СКЗИ – это система криптографической защиты информации. Каждый тахограф, установленный на автомобиле,который занимается перевозкой грузов, обязан быть оснащен блоком СКЗИ.
Тахографы бывают двух типов: круглые, устанавливающиеся в гнездо спидометра, и устройства радиоформата, которые устанавливаются в место для автомагнитолы. Различаются цифровые и электронно-механические тахографы (аналоговые) тахографы. Приборы аналогового образца на сегодняшний день в России запрещены, поскольку они не оборудованы криптозащитой. Цифровые аппараты фиксируют все данные посредством встроенной памяти. Полученная информация надежно защищена от несанкционированного доступа, и обмануть подобный прибор практически невозможно. Доступ к памяти тахографа цифрового типа можно получить только при помощи специальных карт: личная карта водителя, карта мастерской, где обслуживается тахограф, карта инспектора, карта транспортной компании.
Какие авто должны быть в обязательном порядке оснащены тахографами, а какие нет?
Приборы следует устанавливать:
- на автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, число которых превышает 8 человек;
- на грузовые транспортные средства, имеющие массу более 3,5 т.
Контрольное оборудование не обязательно монтировать:
- на троллейбусы;
- на автобусы, осуществляющие перевозки по городу и исполняющие пригородные рейсы;
- на транспортные средства, предназначенные для международных рейсов, – для них требуется монтаж устройств, соответствующих международным стандартам;
- на военизированные ТС;
- на машины, которые задействованы в оперативной, розыскной деятельности;
- на авто, которые эксплуатируются в Гостехнадзоре;
- на старые автомобили, не используемые в коммерческих целях, но имеющие эксплуатационный срок, превышающий 30 лет;
- на транспортные средства, оснащённые устройствами контроля устаревшего образца;
- на учебные авто, которые не используют в коммерческих целях;
- на ТС, участвующие в испытаниях.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2020 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2020 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2020 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2022 года
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |