Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Верховный Суд опубликовал Определение № 302-ЭС19-17595, в котором разобрался, может ли управляющая компания оказывать услуги собственникам многоквартирного дома, если, по данным реестра лицензий региона, такие дома не включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет УК.
Прекращение управлением МКД
Указанной выше нормой закона определен срок прекращения соглашения, заключенного между владельцами и управляющей компанией.
Прекращение деятельности по управлению МКД возможно в день, который предшествует началу возникновения обязательств новой управляющей организации.
При этом ее выбрало собрание, назначили по итогам открытого конкурса по отбору УК либо назначили в порядке ч. 6 ст. 200 ЖК (без проведения открытого конкурса по отбору УК).
Данный принцип един для всех случаев досрочного прекращения договора:
- в случае расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе собственников или управляющей компании;
- при изменении решения о способе управления МКД;
- при аннулировании лицензии управляющей компании;
- в случае исключения данных по дому из госреестра.
Дата прекращения управления
В нормативном документе теперь названа дата прекращения договора управления МКД в случае изменения способа управления (полагаем, что здесь имеется в виду не только выбор другого способа управления, кроме УК, но и выбор новой УК вместо прежней). Это день, предшествующий дню начала реализации нового способа управления. Это очевидное правило, ведь в силу специфики деятельности должны быть обеспечены непрерывность обслуживания дома, преемственность между управляющими. На практике нередко можно столкнуться с ситуацией, когда прежний управляющий, будучи уязвленным решением собственников помещений о досрочном расторжении договора, прекращает какие-либо работы в доме сразу после получения уведомления о принятом решении, не дожидаясь, когда новый управляющий вступит в полномочия. Это незаконно и теперь может быть квалифицировано как нарушение Правил осуществления деятельности по управлению МКД (ст. 7.23.3 КоАП РФ).
Аналогичный принцип действует в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, прекращения действия и аннулирования лицензии: дата прекращения договора определяется как день, предшествующий дню начала управления домом УК, выбранной на общем собрании или по результатам открытого конкурса (либо без конкурса в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 200 ЖК РФ). Это правило прямо вытекает из предписания продолжать осуществлять деятельность по управлению МКД вплоть до начала управления новым управляющим в указанных случаях (см. ч. 3 ст. 200 ЖК РФ).
Жителей взволновала новость об исключении домов «Торна-1» из реестра лицензий
02.02.2018 14:12
Многоэтажки в центре Архангельска, которыми управляет ООО «Торн-1», могут стать привлекательным активом для других компаний. Накануне Нового года депутаты Госдумы внесли изменения в Жилищный кодекс, который запретил организациям-банкротам управлять домами. В отношении «Торна-1» процедура банкротства запущена год назад, но это не мешало организации обслуживать 93 дома.
Согласно приказу Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Архангельской области от 15 января 2018 года из реестра лицензий были исключены все дома, находящиеся в управлении ООО «Торн-1». По словам начальника отдела лицензирования ГЖИ Натальи Заросликовой, речь идет о 93-х многоквартирных домах.
Свое решение инспекторы объясняют изменившимся законодательством. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом по решению органа Государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
«Торн-1», признанный банкротом 18 января 2016 года, обратился с жалобой в Арбитражный суд Архангельской области.
Суд приостановил действие приказа ГЖИ: до выяснения всех обстоятельств дела дома останутся у «Торна», так как являются, по сути, единственным обеспечительным имуществом, позволяющим компании вести хозяйственную деятельность.
Между тем специалисты уверяют – никаких законодательных рычагов отменить приказ у заявителя не имеется, изменения в Жилищный кодекс не предусматривают каких-либо оговорок в отношении банкротов. Судебное разбирательство поможет лишь потянуть время…
Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ЖК РФ чётко определяет кто, за что и в каком порядке лишает управляющую организацию лицензии. Но в нормативно-правовых актах указан и способ избежать этого, не позволив органу ГЖН исключить из реестра лицензий многоквартирный дом. Читайте о том, как это сделать в рамках действующего законодательства.
Из-за чего дом могут исключить из реестра лицензий
Процесс и основания лишения управляющей организации лицензии подробно изложены в ст. ст. 198, 199 ЖК РФ. Главным этапом этого процесса становится исключение из реестра лицензий УО многоквартирных домов, площадь которых составляет 15% и более от площади всех МКД, находящихся в управлении у организации (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).
Основания для лишения УО права управлять домом изложены в ч. 5 ст. 198 ЖК РФ. Орган ГЖН исключает дом из реестра лицензий, если в течение двенадцати месяцев неоднократно:
- им выносились предписания в отношении УО за нарушения, допущенные при управлении домом;
- суд привлекал УО к административной ответственности за неисполнение этих предписаний.
При этом управляющие организации должны иметь в виду, что к исключению дома из реестра лицензий приводит неисполнение предписаний по нарушениям не только ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но и любых других статей КоАП РФ (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ).
Кто вносит изменения в реестр лицензий
Порядок действий лицензиата и ГЖИ описан в приказе Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр.
Порядок действий такой. Первый шаг делает лицензиат. Он отправляет в орган ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. Делает он это за 3 дня со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления МКД (ст. 198 ч. 2 ЖК РФ)
К заявлению нужно приложить (п. 3 приказа Минстроя РФ N 938/пр):
- копию протокола ОСС о выборе способа управления МКД и заключении/расторжении договора управления;
- копию протокола конкурса по отбору УО;
- копию договора управления, а если УО выбрали по открытому конкурсу – копию договора управления, подписанного заявителем;
- копию акта приёма-передачи технической документации и других документов, связанных с управлением МКД;
- документ о полномочиях представителя лицензиата;
- опись представляемых сведений.
Дальше подключается орган ГЖН. Он рассматривает заявление о внесении изменений в реестр лицензий и принимает одно из трёх решений:
- вносит изменения,
- отказывает лицензиату во внесении изменений,
- приостанавливает рассмотрение заявления.
Срок – десять рабочих дней с даты поступления заявления. Если принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления, десятидневный срок продлевается на срок, который нужен для того, чтобы запросить у лицензиата документы. Но он не может быть дольше, чем тридцать рабочих дней (п. п. 3, 7 и 10 приказа N 938/пр).
Следующий шаг – орган ГЖН вносит изменений в реестр лицензий. Сделать это нужно не позднее даты, указанной в решении (п. 14 приказа N 938/пр).
Последнее, что нужно сделать органу ГЖН – за три дня с момента принятия решения направить копию решения лицензиату (п. 11 приказа N 938/пр).
Решения ОСС недостаточно для начала управления МКД
Несколько лет назад застройщик передал управляющей организации два многоквартирных дома. УО провела в них общие собрания, на которых собственники выбрали её в качестве способа управления МКД.
Управляющая организация заключила договоры управления с собственниками, договоры поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями и приступила к управлению домами, но не передала сведения об изменении перечня домов под управлением в орган ГЖН и не разместила в ГИС ЖКХ.
Прошло несколько лет, ГЖИ забеспокоились, почему многоквартирными домами никто не управляет и обязали управу района провести открытый конкурс. По результатам конкурса было определено, что домами будет управлять другая УО.
Потерявшая дома управляющая организация обратилась в арбитражный суд с требованием признать незаконными действия управы района по организации и проведению открытого конкурса на заключение договора управления двумя многоквартирными домами.
В суде управляющая организация объяснила, что управляет этими домами на основании договора управления.
Суд поддержал управу района на основании нескольких доводов: он признал, что собственники помещений в многоквартирных домах, выставленных на торги, не выбрали способ управления и не реализовали решение о выборе способа управления МКД. Всё могло сложиться иначе, если бы управляющая организация следовала положениям законодательства.
Правда за Госжилинспекцией
Для управления многоквартирным домом организации необходимо иметь лицензию. Документ выдает Госжилинспекция, она же ведет реестр лицензий, в котором имеется раздел с адресами МКД, которыми управляют лицензиаты. Причем сведения о многоквартирном доме в обязательном порядке должны быть размещены в ГИС ЖКХ, в том числе такие данные:
- Перечень МКД, которыми управляет лицензиат;
- Информация о заключении или расторжении договора управления МКД с одновременным уведомлением Госжилинспекции.
Для внесения изменений в реестр управляющая организация подает в ведомство заявление с указанием таких сведений:
- Адрес МКД;
- Основания для заключения договора управления;
- Реквизиты договора;
- Название, ИНН лицензиата.
Вместе с заявлением лицензиат предоставляет в Госжилинспекцию копии документов:
- Протокола, решения собрания владельцев квартир, выбранный способ управления домом;
- Документа о выборе управляющей организации – протокол итогов конкурса;
- Договора управления;
- Акта о передаче документов, ключей от технических помещений, оборудования управляющей компании;
- Приказ о назначении директора либо доверенность на представителя УК;
- Опись пакета документов.
Комментарий к ст. 200 ЖК РФ
1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится об обязанности лицензиата по передаче лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов в течение двух рабочих дней со дня исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации (см. комментарий к ст. 198), а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 (см. комментарий к ней) комментируемого Кодекса.
Нельзя не обратить внимание на то, что в комментируемой статье ничего не говорится о последствиях неисполнения этой обязанности.
2. Конкретный порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в вышеуказанных случаях устанавливается Правительством Российской Федерации. В п. 12 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», сказано, что аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. В частности, речь идет о ст. 199 ЖК РФ (см. комментарий к ней).
3. Лицензиат, формально прекративший деятельность по управлению многоквартирными домами по вышеуказанным обстоятельствам, обязан надлежащим образом продолжать исполнять ранее принятые на себя обязанности до наступления упомянутых в ч. 3 комментируемой статьи событий.
При этом положения комментируемой статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность непрерывного управления домом до принятия собственниками жилых помещений решения о выборе способа управления, относятся только к ситуациям, связанным с работой управляющих компаний, лицензия которых прекратила свое действие или аннулирована.
4 — 5. Согласно ч. 4 комментируемой статьи в течение 15 дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 200 ЖК РФ, о выборе способа управления таким домом не принято и (или) не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с ч. 4 ст. 200 ЖК РФ, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в ч. 4 ст. 200 ЖК РФ срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, в случае аннулирования, прекращения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо исключения из реестра лицензий субъекта РФ орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в таком многоквартирном доме собственниками помещений МКД на общем собрании не выбран новый способ управления, не выбрана управляющая организация, способ управления домом не реализован или такое собрание не проведено или не имело кворума.
6. Если же в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. ч. 4 и 13 ст. 161 настоящего Кодекса.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Выбор УК из перечня претендентов.
При определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает УК, которая является временным управляющим меньшего количества МКД по сравнению с другими организациями, включенными в перечень. Если две и более управляющие организации управляют равным количеством домов, уполномоченный орган ориентируется на очередность расположения УК в перечне.
При этом для временного управления МКД не может быть выбрана УК, которая прежде уже управляла этим домом. Речь идет о ситуации, когда собственники помещений в указанном доме ранее приняли решение о расторжении договора управления с обозначенной УК или сведения о доме были исключены из реестра лицензий субъекта РФ в период осуществления деятельности по управлению таким домом этой управляющей организацией.
Временная УК ведет деятельность по управлению МКД до выбора собственниками помещений в доме способа управления или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года.
Отметим еще один момент. Управление МКД временной УК не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом.
Выбор УК для временного управления МКД, собственниками помещений в котором не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, делает ОМСУ, орган государственной власти субъекта РФ – города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (если иное не закреплено в региональном законе). Выбор делается из сформированного уполномоченным органом перечня организаций, в который включаются УК на основании их заявлений, а также управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору УК для управления МКД. Преимущество отдается УК, которая на момент выбора выступает в роли временного управляющего меньшего количества МКД и раньше других попала в перечень.
Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2021 год
Кто вносит изменения в реестр лицензий
Порядок действий лицензиата и ГЖИ описан в приказе Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр.
Порядок действий такой. Первый шаг делает лицензиат. Он отправляет в орган ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. Делает он это за 3 дня со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления МКД (ст. 198 ч. 2 ЖК РФ)
К заявлению нужно приложить (п. 3 приказа Минстроя РФ N 938/пр):
- копию протокола ОСС о выборе способа управления МКД и заключении/расторжении договора управления;
- копию протокола конкурса по отбору УО;
- копию договора управления, а если УО выбрали по открытому конкурсу – копию договора управления, подписанного заявителем;
- копию акта приёма-передачи технической документации и других документов, связанных с управлением МКД;
- документ о полномочиях представителя лицензиата;
- опись представляемых сведений.
Дальше подключается орган ГЖН. Он рассматривает заявление о внесении изменений в реестр лицензий и принимает одно из трёх решений:
- вносит изменения,
- отказывает лицензиату во внесении изменений,
- приостанавливает рассмотрение заявления.
Срок – десять рабочих дней с даты поступления заявления. Если принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления, десятидневный срок продлевается на срок, который нужен для того, чтобы запросить у лицензиата документы. Но он не может быть дольше, чем тридцать рабочих дней (п. п. 3, 7 и 10 приказа N 938/пр).
Следующий шаг – орган ГЖН вносит изменений в реестр лицензий. Сделать это нужно не позднее даты, указанной в решении (п. 14 приказа N 938/пр).
Нужна ли тсж лицензия на управление многоквартирным домом
По старинке многие жильцы до сих пор называют управляющие компании ЖЭКом, хоть юридически это уже и не верно.О том, какие услуги предоставляет нам ЖЭК, поговорим далее.Количество услуг, которые оказывают организации входящие в систему ЖКХ (ЖЭка и т.д.), варьируется от одного до нескольких десятков.Требования к срокам и порядку коммунального сервиса постоянно совершенствуются и меняются.В нашей стране никаких бесплатных услуг, которые оказывают ЖЭК, не существует.Ведь если даже жильцы неприватизированных квартир не оплачивают какой-либо сервис домоуправляющей компании, то за них это делает муниципалитет.В современных реалиях отношения между УК и жильцами строятся на коммерческой основе.
Для управления своим жилищным фондом ПЖЭК получать лицензию не надо. Мы хотим заключить Договор на управление и обслуживание нашего дома с ПЖЭК (потребительским жилищно-эксплуатационным кооперативом), 3 дома которого находятся от нас в 200 метрах от нашего дома. Квартиры приобретены по ДДУ, но Свидетельство о праве собственности получили только 40% жильцов.
Пошаговая инструкция как создать ТСЖ в многоквартирном доме
- заказ печати – она является обязательной для осуществления дальнейшей деятельности, заключения договоров с организациями и подписания соглашений;
- открытие банковского расчетного счета (можно осуществить как в государственном, так и в коммерческом банке). Он необходим для осуществления расчетов с организациями, которые будут оказывать услуги, касающиеся обустройства, ремонта и реконструкции дома. Также оплату за оказываемые услуги жильцы могут осуществлять, перечисляя ежемесячно средства на данный счет;
- переход домов на баланс товарищества и перевод имеющихся средств на открытый счет;
- наем необходимых для обслуживания рабочих, персонала. Это могут быть как отдельные лица, так и подрядные организации. Не зависимо от того, отдельное ли это лицо или компания, со всеми из них заключаются договора.
Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации во многоквартирных домах может создаваться специальная организация, представляющая интересы собственников и выполняющая роль руководящего органа. Такая организация носит название товарищество собственников жилья. Законодательными базами четко прописывается, как создать ТСЖ в многоквартирном доме, какие для этого нужно осуществить шаги, и оформить документы.