Взыскание налога с доходов граждан ЕАЭС, работающих в РФ и не являющихся резидентами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание налога с доходов граждан ЕАЭС, работающих в РФ и не являющихся резидентами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ

В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Валютное резидентство

Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.

Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).

Так, валютными резидентами признаются:

  1. Граждане России;
  2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
  3. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
  4. Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
  6. Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.

Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:

  1. Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
  2. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
  3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.

Двойной счетчик: чем грозят россиянам новые правила налогового резидентства

Минфин напугал россиян, живущих за границей, объявив о планах реформировать институт налогового резидентства.

Если эти планы будут реализованы, для того чтобы стать налоговым резидентом в России, человеку будет достаточно проводить в стране 90 дней (вместо нынешних 183) или просто иметь в России «центр жизненных интересов».

Это может осложнить жизнь россиянам, живущим «на две страны». The Bell разобрался, как именно.

Критерии для признания гражданина России налоговым резидентом в России. Сейчас резидентом считают того, кто проводит в стране больше 183 дней в году. Минфин предлагает расширить статус резидента за счет людей, которые попадают под следующие критерии:

  • Они проводят в России от 90 дней в году.
  • Их «центр жизненных интересов» находится в России. Что конкретно это означает, неясно, но в проекте отмечается, что в других странах «центром» считают место, где у человека есть недвижимость, личные связи или гражданство.
  • Достаточно ли для присвоения статуса резидента соответствовать только одному из критериев, непонятно.
  • Понятие «центр интересов» есть в законодательстве многих стран, но обычно его применяют «поверх» правила о 183 днях или в спорных ситуациях (вот тут можно посмотреть, кого считают налоговыми резидентами в других странах). Большинство государств в этом вопросе исходит из более широкого контекста, чем просто срок пребывания в стране, поясняет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Почему это важно?

Статус налогового резидента обязывает человека платить в стране налог со своего дохода во всем мире. То есть российский налоговый резидент платит в России НДФЛ и с доходов, источники которых находятся в России, и с источников, которые формируются за ее пределами. Нерезидент — только с доходов, источник которых находится в России.

Как решается, где вы платите налоги

Главная сложность для человека, который получает доходы в разных странах, — доказать обеим, что он не должен платить налоги дважды. Если нововведения примут, процедура налоговой отчетности для таких людей серьезно усложнится.

  • С 80 странами, в частности, c США, Великобританией и большинством стран ЕС, у России есть соглашения об избежании двойного налогообложения. Обычно они предполагают, что человек сначала платит налог там, где находится источник дохода. Потом ставку, по которой он заплатил, сравнивают со ставкой в той стране, где он считается резидентом. Если во второй стране она выше, он должен доплатить там налоги до этой ставки. Если ниже – не должен ничего. То есть, если российский налоговый резидент получил в некой стране со ставкой подоходного налога 10%, с которой у России есть такое соглашение, доход в 1 млн рублей и заплатил с него налог 100 тысяч рублей, в России он должен доплатить еще 3% (30 тысяч) — до российской ставки НДФЛ 13%.
  • Если никаких соглашений об избежании двойного налогообложения нет — как, например, с Эстонией, налоги придется платить дважды, объясняет старший советник Hill Consulting Сергей Нестеренко.
  • Человек может попасть под критерии налогового резидентства сразу в двух странах (они могут сильно различаться). Если у этих стран есть соглашение об избежании двойного налогообложения, они начинают спорить, кто имеет больше оснований считать человека своим резидентом и облагать его общемировой доход. Правила решения этих споров прописаны в тех же договорах о двойном налогообложении (как правило, в статье 4), говорит менеджер отдела международного налогового структурирования PwC Александра Деревянко.
  • Например, вот так должен решаться конфликт между США и Россией. Если у человека есть постоянное место жительства в обеих странах, то резидентом его должны считать там, где у него есть более тесные «экономические и личные связи». Если определить это невозможно — предпочтение отдается стране, гражданство которой у него есть. Если и тут ничего — «компетентные органы решают вопрос по взаимному согласию».
Читайте также:  Как получить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания?

КБК для уплаты пени по НДФЛ для физических лиц

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ КБК
Пени, проценты, штрафы по НДФЛ с доходов, полученных гражданами в соответствии со статьей 228 НК РФ (НДФЛ для физических лиц, которые самостоятельно должны уплатить налог со своих доходов) пени 182 1 01 02030 01 2100 110
проценты 182 1 01 02030 01 2200 110
штрафы 182 1 01 02030 01 3000 110

28 Декабрь 2017 Консалтинг

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

  • Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
  • Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
  • Налоговый резидент
  • Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

  1. При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
  2. — его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  3. — для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
  4. Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Кого и как нужно уведомить об изменении статуса резидентства

Россиянин, ставший нерезидентом, должен сообщить об этом своим налоговым агентам (работодателю, брокеру и т. д.). При этом новый статус необходимо подтвердить документально (соответствующими отметками в заграничном паспорте). После этого агенты станут платить за него налоги в бюджет РФ по другим правилам. Специального уведомления в налоговую посылать в этом случае не нужно.

Однако нерезидент России обязан ежегодно подавать в налоговую декларацию о своих доходах по форме 3-НДФЛ. И в этом документе он должен указывать, что не является налоговым резидентом России.

Если не подать такую декларацию в установленный срок (до 30 апреля года, следующего за отчетным), то налоговая инспекция может начислить нарушителю штраф в размере от 5 до 30% от неуплаченных взносов.

Налоги по этой декларации нужно будет заплатить до 15 июня того года, который следует за отчетным. В том числе и те суммы, которые по каким-то причинам не внес налоговый агент (работодатель или брокерская компания). Если этого не сделать, то можно получить штраф. Размер такого штрафа — 20-40% от неуплаченной суммы. Плюс, естественно, придется заплатить и сами налоги.

Как налоговая инспекция узнает, что человек стал нерезидентом

Количество дней, проведенное за рубежом в течение 12 месяцев, можно подсчитать по отметкам в загранпаспорте. Но такими подсчетами должен заниматься сам гражданин.

Сотрудники налоговой инспекции России не следят за статусом резидентства граждан нашей страны. Органы пограничного контроля автоматически не передают им такую информацию. О том, что гражданин утратил статус резидента, налоговая узнает от его агентов.

Читайте также:  Порядок и условия присвоения звания« ветеран труда в Москве в 2023 году

Однако у налоговиков может возникнуть подозрение, что некий человек проживает за границей, но налоги платит как резидент. Такое подозрение может вызвать, например, появление у человека счета в зарубежном банке. В этом случае сотрудники ФНС могут целенаправленно запросить в пограничной службе данные на гражданина. Если будет установлено, что человек скрыл факт утраты резидентства, то ему доначислят налоги и выпишут штрафы.

Налоговое резидентство и налоги в России для тех, кто живет за границей

Согласно НК РФ, налоговым резидентом РФ признается лицо, которое не покидает страну (Россию) на протяжении 183 дней в течение 1 года. Независимо от источника прибыли, резидент РФ обязан уплачивать НДФЛ по ставке согласно НК РФ – 13% и 15%, в зависимости от суммы годового дохода. Исключение касается СИДН, где предусмотрены иные условия налогообложения, что предполагает применение норм международного соглашения (ст. 7 НК РФ).

Если гражданин РФ (фактический получатель прибыли) проживает в другой юрисдикции более 183 дней в году, то он теряет статус налогового резидента России и не платит налоги с доходов, полученных из иностранных источников.

Важно понимать, что налоговые обязательства могут возникнуть как у источника дохода, так и по месту налогового резидентства. Если, Вы проживаете в одной стране, а получаете доход в другой, то можно воспользоваться СИДН, подтвердив исполнение налоговых обязательств. В ситуации, когда между странами отсутствует СИДН, налоги придется платить сразу в две казны.

Что делать работодателям

Если следовать позиции контролирующих органов, то бухгалтеру со дня приема на работу сотрудников из ЕАЭС надо применять ставку 13%, а потом отслеживать их статус для того, чтобы начать применять вычеты с месяца, в котором эти работники станут резидентами РФ. Но в декабре месяце нужно установить их окончательный статус для определения налоговой ставки.

Если выяснится, что по итогам года такой сотрудник является нерезидентом, то с месяца принятия его на работу придется пересчитать налог по ставке 30% вместо 13%. Понятно, после пересчета окажется, что организация недоудержала НДФЛ с доходов работника за год. А при выплате зарплаты за декабрь может получиться так, что бухгалтер не сможет удержать весь долг по НДФЛ. Причем даже в том случае, если вся причитающаяся к выплате сумма пойдет на погашение долга по 30%-му налогу. Как разъяснил Минфин, с 01.01.2016 отменено 50%-е ограничение на удержание НДФЛ из выплачиваемых работнику денежных доходовПисьмо Минфина от 18.07.2016 № 03-04-05/42063.

И как быть с оставшейся суммой: доудерживать НДФЛ при выплате последующих доходов в следующем году или же передать налог на взыскание налоговикам? Вот что нам ответил специалист Минфина.

“В этом случае организация указывает в справке 2-НДФЛ сумму недоудержанного налога по строке «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом»утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@. И эту справку организация должна представить в свою налоговую инспекцию дважды: не позднее 1 марта — с признаком 2п. 5 ст. 226 НК РФ, а затем в общеустановленный срок, не позднее 1 апреля, — с признаком 1п. 2 ст. 230 НК РФ. А дальше взысканием НДФЛ с этого физлица будет заниматься ИФНС.
Поправками в гл. 23 Кодекса, вступившими в силу с 01.01.2016, предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых работодатель не удержал налог (и представил об этом сведения в ИФНСп. 5 ст. 226 НК РФ), уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налогап. 6 ст. 228 НК РФ”.

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

Ну что ж, можно только порадоваться, что организациям хотя бы не придется самим заниматься взысканием недоудержанного НДФЛ с работников из ЕАЭС.

Конечно, можно попытаться поспорить с проверяющими, доказывая, что 13%-я ставка должна применяться независимо от статуса работника на конец года. Ведь Договор о ЕАЭС — это международный договор, а значит, его нормы приоритетнее норм внутреннего российского законодательствач. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 1 ст. 7 НК РФ. Но стоит ли? Да, безусловно, перерасчет НДФЛ — это дополнительная работа для бухгалтера. Но налог-то все равно уплачивается из доходов физлица. И если он не согласен, то пусть тогда и доказывает ФНС неправомерность ее позиции.

***

Если организация не будет учитывать мнение контролирующих органов, то для нее это чревато штрафом за неправомерное неудержание налога — 20% от неудержанной и не перечисленной в бюджет суммы НДФЛст. 123 НК РФ.

А можно ли поспорить?

Если работник на конец года не станет налоговым резидентом РФ, то Организации придется принимать решение о том, будет ли она пересчитывать НДФЛ по ставке 30%. Мнения Минфина по этому вопросу нам уже известно, но, полагаем, на эту ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Давайте разберемся.

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2015 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Читайте также:  Отработка на испытательном сроке ТК РФ

Поэтому, учитывая вышеизложенные нормы международного законодательства, НК РФ, а также позицию Конституционного суда Росси, полагаем, что Организация вправе не пересчитывать НДФЛ по ставке 30 процентов относительно выплат иностранных сотрудников, граждан ЕАЭС, которые не получили статус налогового резидента РФ на конец года. Однако не исключено, что налоговые инспекции на местах, следуя разъяснениям Минфина России, будут настаивать на применении ставки НДФЛ в рассматриваемом случае в размере 30 процентов. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. С учетом позиции Конституционного суда России, полагаем у нее на это есть все шансы.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
  • лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

Налоговый резидент Грузии

Статус налогового резидента Грузии не влияет на обязанность уплачивать подоходный налог от грузинских источников (то есть в случае работы на территории Грузии). При этом статус налогового резидента Грузии позволяет иностранным гражданам не платить подоходный налог на доход, полученный от источника за рубежом. Статус налогового резидента Грузии можно получить, прожив в стране как минимум 183 дня в течение 12 последовательных месяцев или в специальном порядке, о чем мы подробно рассказывали в одном нашем кейсе успешного получения статуса налогового резидента для гражданина России.

В отличие от России, статус налогового резидента Грузии определяется не на календарный год, в котором гражданин прожил в стране 183 дня, а на календарный год, в котором истек 183-дневный срок нахождения в стране. Так, если 183-й день приходится на 30 декабря 2021 года, то вы налоговый резидент Грузии 2021 года. А если 183-й день выпал на 1 января 2022 года, то статус налогового резидента за вами будет закреплен на 2022 год, даже если 2 января вы уехали из страны и больше в Грузии в 2022 году не появлялись. Будьте внимательны, иногда статус налогового резидента Грузии НЕ исключает одновременно наличие статуса налогового резидента РФ.

В недавно выпущенных письмах Минфин разъяснил, что доходы граждан стран — членов ЕАЭС от работы по найму в РФ на основании ст. 73 Договора о ЕАЭС и п. 1 ст. 224 НК РФ с первого дня облагаются по ставке 13%. Но, кроме того, он указал, что по итогам года определяется окончательный статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в этом периоде. А это означает следующее№ 03-04-06/34256№ 03-04-06/41639:

  • по итогам календарного года сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), то их доходы, полученные в этом году, облагаются по ставке 30% и налоговые вычеты (на детей, на лечение, обучение, на приобретение жилья) им не положены. Ведь на вычеты они вправе претендовать, только когда станут резидентами РФ;
  • по итогам года сотрудники организации стали резидентами РФ, то их доходы облагаются по ставке 13% и им предоставляются все вычеты.

А если гражданин из страны ЕАЭС устраивается на работу в организацию, например, в ноябре или в декабре, то как в этом случае применять норму Договора о ЕАЭС о том, что доходы работника с первого дня работы облагаются по ставке 13%?

НДФЛ граждан ЕАЭС в России

В налогообложении граждан ЕАЭС в России много противоречивых моментов. Это связано с тем, что позиции международного и российского права определяются в различной терминологии и поэтому формального разногласия не создают, но на практике приводят к неоднозначности правил применения налоговой ставки при расчете НДФЛ. В статье эксперты 1С разъясняют тонкости и последствия выбора алгоритма расчета НДФЛ для граждан ЕАЭС и рассказывают о порядке отражения налогового статуса сотрудников из ЕАЭС, применения ставки НДФЛ и расчета налога в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3.

Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.

Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.

Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *