Порядок и способы защиты права собственности на земельные участки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и способы защиты права собственности на земельные участки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Почему важно обращаться за помощью?

За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.

Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.

Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.

Споры о праве собственности на ЗУ возникают в случаях:

  • Земельный участок или его часть была самовольно захвачена третьим лицом, не обладающим зарегистрированным правом собственности, например, нарушены границы садового участка при установке забора или при строительстве объектов по соседству.
  • Органы местного самоуправления внесли недопустимые поправки в существующие нормативно-правовые акты, результатом чего стало аннулирование права собственника земельного участка.
  • Земельный участок был захламлен третьими лицами (нанесение ущерба плодородному слою, загрязнение, осушение).
  • Имеется несанкционированный сдвиг межи. Пример: дачный дом построен с нарушением границ участка.
  • На находящемся в собственности земельном участке были уничтожены информационные или межевые знаки.
  • Произошло изменение координат поворотных точек участка вследствие изменения ландшафта.

Немало споров возникает при несовпадении фактической площади участка с указанной ЕГРН. Бывает, что в ЕГРН нет сведений о расположении участка на местности. Собственники двух смежных участков сталкиваются с тем, что в результате кадастровой ошибки в ЕГРН, границы их участков имеют пересечения друг с другом. Возникает вопрос, к какому участку относиться площадь пересечения.

Ситуации, требующие защиты права собственности на земельные участки

Об основаниях возникновения прав читайте в нашем материале.

Имущественные гарантии, предоставляемые собственникам ЗУ (как узнать собственника земли?), не должны нарушаться, однако определённые ситуации допускают такие нарушения в силу сложившихся обстоятельств или виновных действий третьих лиц.

Инициаторами ненадлежащих действий в адрес собственника могут выступать:

  1. административные органы;
  2. соседи или родственники собственника;
  3. учредители дачных товариществ и кооперативов;
  4. иные недобросовестные лица, притязающие на чужое имущество.

Администрация населённого пункта иногда допускает нарушения, связанные:

  1. с установлением публичного сервитута;
  2. при изъятии ЗУ в пользу государства или муниципалитета;
  3. при незаконном отказе в приватизации.

Сервитут устанавливается только в силу необходимости, а не по произвольному усмотрению должностных лиц. Регулируется статьями 23 ЗК РФ и 274 ГК РФ. Изъятие допускается по инициативе или санкционированию Федерального законодательства, с указанием причин и путём выкупа ЗУ у собственника, на что указывает статья 49 ЗК РФ. Приватизация не допускает произвольного отказа со стороны уполномоченных на её проведение, должностных лиц.

Соседи собственника могут незаконно прирезать к своей территории часть надела собственника или нарушить регламент отступа от участка:

  1. при возведении капитального строения;
  2. возведением хозяйственных построек;
  3. выращиванием плодовых деревьях на границе ЗУ.
  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1982. С. 280 — 281.
  2. Витрянский В.В. Проблемы арбитражно-процессуальной защиты гражданских прав участников имущественных отношений: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 14.
  3. Генкин Д.М. Право собственности в СССР. С. 14, 171.
  4. Гражданское право: учебник. Ч. 1. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1996. С. 271.
  5. Добровольский Г.Ф. Гражданско-правовая охрана имущественных прав колхозов. М., 1961. С. 11.
  6. Донцов С.Г. Гражданско-правовые внедоговорные способы защиты социалистической собственности. М., 1980.
  7. Каськ П.П. Осуществление и защита права личной собственности. Тарту, 1967. С. 17.
  8. Маслов В.Ф. Осуществление и защита права личной собственности в СССР. М., 1961. С. 174.
  9. Тархов В.А. Гражданское право. Чебоксары, 1997. С. 258.

Что такое «потери сельскохозяйственного производства» и как они возмещаются?

Особые правила устанавливаются для воз­мещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются орга­низациями, которым предоставляются

сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых ус­танавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключе­нием случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природо­охранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).

Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения рав­новеликой площади новых земель с учетом проведения на них меро­приятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уров­ня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под ос­воением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем про­ведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие меро­приятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымае­мых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из норма­тивов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее по­лучаемого до снижения их качества.

В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от нор­матива стоимости освоения новых земель пропорционально сниже­нию качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-кар­тографические материалы, данные почвенных обследований, земель­ного кадастра и мониторинга земель.

Читайте также:  Отмена транспортного налога в 2023 году для легковых автомобилей в России

Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрица­тельного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяй­ственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, под­лежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством уста­навливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:

  • при предоставлении земельных участков для строительства мелио­ративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
  • предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хо­зяйств и рыбоводных предприятий;
  • отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в гра­ницах населенных пунктов;
  • изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоро­вительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и зе­мель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами, в случаях, если виновные в деградации уго­дий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходи­мые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяй­ственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Помимо полного изъятия земельных участков потери сельскохо­зяйственного производства могут возникать при временном отводе участков сельскохозяйственных угодий. В этом случае потери также возмещаются в полном объеме с установлением обязательного условия рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные уго­дья. Возмещение устанавливается в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Рассмотрение земельных споров

ЗК РФ (п. 1 ст. 64) предусматривает один порядок рассмотрения земельных споров — судебный. Это предписание имеет императивный характер. Оно исключает земельные споры из ведения органов государственного управления.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК). Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью. Важное значение также имеет постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судо2в при применении законодательства о земельной реформе»88.

Арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, одной стороной которых выступает индивидуальный предприниматель. ‘

Дела об установлении факта владения земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПК РФ, ст. 119 ГПК).

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Читайте также:  Алименты на детей в Казахстане: на что рассчитывать?

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Каково соотношение «убытков», «потерь» и «вреда»?

Возмещение убытков является в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций.

1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Убытки представляют собой, прежде всего экономический (материальный) урон. В состав убытков входит реальный ущерб (стоимость утраченного имущества) и затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). К убыткам относятся также недополученные доходы, которые при обычных условиях могли бы быть получены (упущенная выгода).

Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущества путем поджога).

Наиболее часто убытки причиняются в результате изъятия используе­мого земельного участка. Такое изъятие возможно лишь в случаях, преду­смотренных законом. В частности, в ст. 235 ГК РФ названы основания прекращения права собственности: изъятие земельного участка для госу­дарственных или муниципальных нужд и по другим основаниям, отчуж­дение в связи с этим недвижимого имущества и реквизиция.

28 января 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ от № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землеполь­зователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 27 ноября 1995 г., 1 июля 1996 г.)

Этим Постановлением было утверждено Положение о порядке возме­щения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользовате­лям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, а также нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сель­скохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.

В соответствии с нормами указанного Положения помимо понятия убытков (о котором говорилось выше) устанавливается понятие «потери». Под потерями понимается сокращение (безвозвратная потеря) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшение их качества (снижение плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций. Потери возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления пло­щадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

При предоставлении сельскохозяйственных угодий для несельскохо­зяйственных нужд во временное пользование или в аренду размер потерь сельскохозяйственного производства исчисляется в процентах к нормати­вам стоимости освоения новых земель. За каждый год временного поль­зования до 3 лет или аренды до 10 лет включительно взимается 5% уста­новленного норматива. За последующие годы аренды: от 11 до 20 лет — 2 % за каждый год, от 21 до 50 лет — 1 % от норматива.

Подобные нормативы утверждаются также на уровне субъектов Рос­сийской Федерации. Так, в г. Москве распоряжением мэра Москвы от 7 декабря 1998 г. № 857-РМ утверждено Положение «О порядке изъятия в г. Москве земельных участков и возмещении при этом причиненных убытков»1. Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 15 июня 1993 г. № 442-р утверждены «Нормативы оценки плодово-ягодных насаждений для возмещения стоимости этих насаждений гражданам при отводе при­надлежащих им земельных участков для государственных или обществен­ных нужд».

Кроме термина «убытки» при нанесении урона в законодательстве используется термин «вред».

Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека (физический и моральный вред) и окружающей природной среде (экологический вред). Однако тер­мин «вред» может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида. Именно в таком значении он применяется в гла­ве 59 ГК РФ.

При причинении вреда возникают обязательства вследствие причине­ния вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как пра­вило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношени­ях. Это является еще одним отличием вреда от убытков, которые причи­няются друг другу сторонами в договорных отношениях (см. приведенный выше пример).

Читайте также:  Отмена ЕНВД в 2021 году: как комфортно поменять налоговый режим? 2023 г.

Вред может быть причинен в результате действия или бездействия. Например, в результате загрязнения окружающей среды (действие) или при неприятии мер по предотвращению эррозии почв (бездействие).

Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий. Помимо противоправности деяния основаниями для возмеще­ния вреда служат: причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), а также вина причинителя.

При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на мо­мент возмещения вреда (ст. 393 ГК РФ).

Иногда определить размер причиненного вреда затруднительно (как правило, такое положение возникает при причинении вреда окружающей среде, животному миру и т. п.). В этих случаях исходные начала для оп­ределения размера возмещения устанавливаются в нормативном порядке: либо утверждаются таксы, либо определяются методики подсчета, либо указываются иные способы.

Что такое «потери сельскохозяйственного производства» и как они возмещаются?

Особые правила устанавливаются для воз­мещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются орга­низациями, которым предоставляются

сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых ус­танавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключе­нием случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природо­охранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).

Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения рав­новеликой площади новых земель с учетом проведения на них меро­приятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уров­ня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под ос­воением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем про­ведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие меро­приятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымае­мых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из норма­тивов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее по­лучаемого до снижения их качества.

В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от нор­матива стоимости освоения новых земель пропорционально сниже­нию качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-кар­тографические материалы, данные почвенных обследований, земель­ного кадастра и мониторинга земель.

Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрица­тельного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяй­ственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, под­лежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством уста­навливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:

  • при предоставлении земельных участков для строительства мелио­ративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
  • предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хо­зяйств и рыбоводных предприятий;
  • отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в гра­ницах населенных пунктов;
  • изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоро­вительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и зе­мель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами, в случаях, если виновные в деградации уго­дий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходи­мые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяй­ственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Помимо полного изъятия земельных участков потери сельскохо­зяйственного производства могут возникать при временном отводе участков сельскохозяйственных угодий. В этом случае потери также возмещаются в полном объеме с установлением обязательного условия рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные уго­дья. Возмещение устанавливается в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Признание права на земельный участок

Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав, который может осуществляться как самостоятельно, так и в совокупности с другими способами.

Защита прав на земельный участок посредством требования о признании права осуществляется только законными правообладателями земельных участков. Указанный в ст. 59 ЗК РФ способ защиты гражданских прав применяется обычно в случаях, когда ставится под сомнение либо отрицается наличие у лица законного права на земельный участок, что затрудняет реализацию им иных гражданских прав (например, по передаче участка в аренду, заключению договора купли-продажи и т.д.).

В случае необходимости установления факта, имеющего юридическое значение (факт владения и пользования земельным участком), данные действия осуществляются судами общей юрисдикции в порядке ст. 264-268 ГПК РФ либо арбитражным судом (ст. 217-222 АПК РФ).

Согласно п. 2 ст. 59 ЗК РФ судебное решение, установившее право па землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с земельным участком в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимость. Данная норма корреспондирует положениям указанного Закона, согласно которому одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Обязательным приложением к судебному акту является кадастровый паспорт объекта недвижимости (земельного участка).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним считается юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *