Что такое конфликт интересов. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое конфликт интересов. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.

Примеры и способы решения

Встречающиеся примеры конфликта интересов на государственной службе различаются в зависимости от конкретных функций служащего.

Теоретическая ситуация

Возможные последствия

Выполнение функций и надзорной деятельности в отношении родственников.

  • увольнение в связи с утратой доверия;
  • увольнение за несоблюдение ограничений по должности.

Нахождение родственников в служебной зависимости, назначение их на должности, выплата вознаграждений.

  • выговор — госслужащему;
  • увольнение — родственнику.

Осуществление функций в отношении организации, перед которыми лицо или его близкий имеет имущественные обязательства (долги, аренда)

  • отстранение до снятия имущественных обязательств (возврат долга, расторжение аренды);
  • отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Госслужащий осуществляет функции в отношении организации, где работал до поступления на должность или ведет переговоры о будущем трудоустройстве

  • оценивается возможность спора;
  • отстранение от выполнения служебных обязанностей.

При выявлении нарушений для их устранения госслужащий рекомендует конкретную компанию. Хуже, если учредителем этой компании является он сам или его близкий, родственник

  • выговор;
  • увольнение.

При этом оцениваются обстоятельства дела: сколько компаний рекомендовал служащий, настаивал ли на конкретных наименованиях и услугах, имел ли личную выгоду при обращении клиента в компанию, какими целями руководствовался.

Использование служебной информации в корыстных целях

  • проведение служебной проверки и назначение административного и уголовного наказания.

Наказание зависит от способа и цели использования информации, от законности ее получения.

Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.

К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:

  • Организационные. Здесь речь идет о том, что организация или группа лиц, в данном случае служащих, не может исполнять те или иные обязанности. Это мешает беспристрастности и объективности из-за наличия конкретных личных интересов.
  • Личные. В данном случае индивидуальные интересы конкретного должностного лица встают в разрез с обязанностями по службе.

При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.

С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:

  • разногласия, касающиеся личных интересов и общественных, связанных с исполнением должностных обязанностей;
  • заинтересованность должностного лица;
  • материальный характер личной заинтересованности служащего (стремление получить деньги, имущество, услугу и так далее);
  • отсутствие возможности объективно и беспристрастно исполнить обязанности.

Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.

Уведомление о конфликте

Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.

Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:

  • Шапка. Здесь обозначается, кому, от кого поступает уведомление. Нередко в конкретных органах власти, иных организациях предусматривает специальный бланк уведомлений.
  • Основная часть. Сюда включается отсылка на статьи федерального закона, а также характер недопонимания, предпринятые служащим меры и так далее.
  • Заключение. Не нужно указывать никаких просьб или требований. В завершение достаточно подписать документ, проставить дату. Также будет обозначено, когда документ был получен и зарегистрирован.

Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.

Если речь идет об иной работе с оплатой

Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.

Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.

То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.

Итак, из вышеперечисленных случаев следует, что при возникновении конфликта интересов со стороны работника обязательно должны последовать меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта. В противном случае это будет считаться правонарушением. Какие могут быть наступить санкции?

Используя подобные ситуации в личных интересах, можно подорвать или полностью утратить доверие работодателя, вследствие чего наступят последствия в виде увольнения в занимаемой должности на государственной службе. Это достаточно жесткая мера пресечения, однако она базируется на том, что интересам и правам граждан, общества, организаций, субъектов Российской Федерации или же самой стране не должно быть причинено никакого вреда из-за некорректных действий государственных служащих.

В этом случае дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения замечания, выговора или же предупреждения о том, что данный сотрудник не полностью соответствует занимаемой должности.

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Каким же образом государственный служащий должен предотвратить возможность возникновения проблемы личного плана в решении того или иного вопроса? Для этого ему понадобится написать уведомление о конфликте интересов, с примером заполнения которого можно ознакомиться ниже.

Документ должен быть составлен на имя начальника. Далее следует его название: «Уведомление о конфликте интересов». В тексте документа указывается фамилия, имя и отчество государственного служащего, а также его должность. После этого описывается ситуация, которая провоцирует вероятность того, что возможно проявление конфликта интересов. Например, она может касаться заключением организацией договоров с фирмой-поставщиком, во главе которой находится близкий родственник должностного лица. Далее следует согласие или несогласие служащего присутствовать во время заседания комиссии, созданной для урегулирования данного конфликта интересов. Внизу уведомления проставляется подпись лица, написавшего его, а также его Ф. И. О. и дата составления документа.

Рассмотрим типовые ситуации и примеры конфликта интересов на государственной службе России.

Правовое оформление вопроса о разрешении конфликтов на государственной службе направлено на то, чтобы общество могло доверять органам государственной власти и знать, что они обеспечат полную безопасность и защищать их интересы. Немаловажно, чтобы граждане были уверены в том, что гос. служащие не станут злоупотреблять своими должностными обязанностями.

Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию возникновению коррупции, который позже президент РФ подтвердил. В этом плане говорилось о том, что самым мощным механизмом противодействия коррупции является создания полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Зимой 2008 года был принят ещё один закон, касающийся темы нашей статьи «О противодействии коррупции». Частично в нем были скопированы основные моменты из нормативно-правовых актов, принятых ранее. Дополнение состояло в том, что были добавлены конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Также отдельно рассматривались возможные методы решения проблемы.

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе – это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Разрешение конфликтов интересов

Человек, ведущий диалоги с другими людьми и руководствуясь девизом «Чужое мнение не интересует», совершает ошибку. Часто такой человек жалуется на других людей, на то, что они его не понимают и пытаются все время возразить. Он с удовольствием описывает ситуации, в которых люди были вроде как неправы. Но если попросить человека пересказать чужое видение ситуации, то он скажет, что «это не важно, и я могу рассказать, как все действительно было». Данное поведение говорит лишь о том, что человеку не важно другое мнение, у него есть свое, а людей он не желает слушать.

Такой человек в любом споре настаивает на своем, не желает даже слушать точку зрения оппонента, всегда сам принимает решение, касающееся всех участников беседы, и не терпит возражений. Он либо кричит, либо высказывает свою точку зрения и уходит, либо монотонно твердит одно и то же. Человек не дает сказать другому ни слова, а если и дает, то не слушает, потому что полагает, что все, сказанное другим человеком, будет неправильным.

Свое мнение – это здорово. Каждый человек имеет полное право на него. Только вот почему многие люди своим правом пользуются, а другим его не дают?

Даже самые гениальные умы не могут знать всего на свете. Они, конечно, во многих вещах являются экспертами, но не во всех. А значит, существуют люди, которые могут удивить даже таких гениальных людей.

Читайте также:  Какие выплаты положены при выходе на пенсию по возрасту

Тот, кто не прислушивается к другому человеку, совершает ошибку, так как не позволяет себе узнать своего оппонента. Возможно, что у другого человека будут дельные предложения и хорошие идеи. Даже если вам и кажется, что это нереально, все равно послушайте. Вы тем самым узнаете человека получше. Чем он живет, как мыслит, к чему стремится. Разве это неинтересно, особенно если вашим собеседником является любимый человек? Вы можете так и прожить, не прислушиваясь к другому и не зная его сущности. Со временем ваш партнер может показаться вам совершенно незнакомым человеком. И все почему? Потому что вы не желаете его слышать, так как не считаете это нужным.

У вас, конечно, есть право иметь свое мнение и не соглашаться с чужим. Хорошим признаком зрелости является наличие самостоятельного и независимого мышления. Но неумение принимать чужое мнение, выслушивать точку зрения другого человека, настаивать на своем, наоборот, демонстрирует вашу незрелость.

Нетерпимость в данных случаях становится недостатком, нежели достоинством. Если вы не желаете слышать чужого мнения, возможно, вы стараетесь защититься, спрятать страхи, которые говорят о том, что вы не уверены в том, во что верите. Стараясь заставить другого молчать, вы можете говорить свое мнение, не будучи в нем уверенным. Но если вдруг заговорит оппонент, тогда это станет для вас катастрофой. Разногласия в процессе общения – естественное явление. Одно дело, если это кому-то вредит. Но зачем переубеждать человека, если его мнение не принесет бед никому?

Избегайте однозначности и категоричности. Ничто на планете не является однозначным. И по любому поводу найдется как минимум два мнения, каждое из которых будет верным. Лучше приучите себя прислушиваться к точке зрения своих оппонентов.

Как предотвратить и разрешить конфликт

Примеры конфликтных ситуаций их описание и решение

Существуют способы предотвращения и разрешения конфликта интересов. Их довольно много, все они подкреплены законами Российской Федерации. Человек, который знает о конфликте интересов, но не имеет возможности урегулировать данную ситуацию, вместе с тем не сообщает о нем высшему руководству, тоже несет ответственность, иногда даже не только административную. Не существует таких ситуаций, способных регулироваться самостоятельно.

В первую очередь, следует понимать, что, несмотря на четкий механизм действий в процессе регулирования конфликтов, поведение участников данной ситуации не всегда предсказуемо. Поэтому часто возникают внештатные ситуации, в которых рекомендуется разбираться профессионалам, как на юридическом, так и на политическом поприще:

  • Самой первой мерой по предотвращению конфликта является полная прозрачность сделки. Должно быть ясно, где происходила закупка товаров, какова их себестоимость, какие ресурсы были потрачены на выполнение тех или иных работ, с какими фирмами проводилось сотрудничество, и нет ли среди них налоговых «ям» и т.д.
  • Должен проводиться постоянный анализ организации. Его может делать специально нанятый сотрудник, а может им заниматься непосредственно руководитель предприятия.
  • Рекомендуется контролировать процесс принятия на работу наемных служащих, чтобы среди них не было людей, состоящих в близких родственных отношениях.
  • Ввести в нормативные документы предприятия запрет на получение подарков, финансовой помощи и других различных благ.
  • На предприятии обязательно должен быть составлен Кодекс этики, с которым следует ознакомить всех сотрудников.
  • Если при заключении договора или возникновении спорной ситуации присутствуют лица, относящиеся предвзято к происходящему, их необходимо отстранить на время решения конфликта.
  • Госслужащий не должен содержать все активы предприятия.

Живя в мире людей, человек не раз сталкивается с тем, что ему предлагается отречься от собственных верований и присоединиться к чужому мнению. Чтобы получить от кого-либо помощь, нужно подумать над тем, как потом отблагодарить помогающего. Чтобы с кем-то состоять в отношениях, нужно думать не только о себе, но и о другом человеке. Это все правильно, поскольку никто не готов быть жертвой или рабом. Но вместе с тем не нужно и самим забывать о собственных потребностях. Можно сказать, что в любых отношениях не нужно впадать в крайности – заботиться только о себе или заботиться об интересах другого. О каких бы отношениях ни шла речь, важно балансировать на грани, где соблюдаются ваши интересы и интересы вашего партнера практически в равных пропорциях.

В первую очередь нужно заботиться о своих интересах. Обращаясь за помощью и получая ее, необходимо понимать, соблюдает эта помощь ваши интересы или мешает им, ущемляет, ограничивает. Не нужно подстраиваться под других, ущемляя свои интересы. Иначе вы будете действовать, исходя из чужих интересов.

Все люди помогают друг другу. Более того, в славянском народе прославлен культ помощи другому человеку: не помоги себе, но обязательно помоги другому. Но как бы вы ни поступали, главное другое – это соблюдение собственных интересов. Помогая самим или принимая помощь от других, важно в первую очередь заботиться о соблюдении собственных интересов. Вам не нужна будет та помощь, которая лишь ухудшила вашу жизнь. Поэтому следите за тем, чтобы даваемая или получаемая вами помощь в первую очередь учитывала ваши интересы, а потом уже интересы других людей.

Заботьтесь о своих интересах в первую очередь. А если вам кто-то помогает или взаимодействует с вами, следите за тем, чтобы ваши интересы соблюдались. Если люди будут чуточку эгоистичнее в собственных интересах, тогда они станут более счастливыми, нежели являются сейчас. Ведь идея о том, что помогая другим, вы помогаете себе, не оправдана. Из 10 человек, которым вы помогли, лишь половина могут ответить вам взаимностью, если повезет. Поэтому не будьте жертвенными рабами. Лучше в первую очередь помогите себе, тогда вы станете более счастливым человеком, нежели были, пока ущемляли собственные интересы ради интересов других людей.

Заботясь о своих желаниях, предлагается просто не отрекаться от них. Помните о том, что вы должны достигать своих целей и следовать за своими интересами. Это важно при решении любого конфликта. Никогда не отказывайтесь от того, что важно. Решайте конфликты с другими людьми или сами с собой так, чтобы ваши интересы хоть частично, но удовлетворялись.

Читайте также:  Сколько длится отпуск по беременности и родам при кесаревом

Понятие «лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов»

Круг лиц, охватываемых понятием «конфликт интересов», имеет ключевое значение. Если в первоначальной редакции Закона N 79-ФЗ (ст. 19) и Закона N 273-ФЗ (ст. 10) понятие «конфликт интересов» было непосредственно связано с отношениями государственной или муниципальной службы и субъектами отношений конфликта интересов были исключительно государственные и муниципальные служащие, то в новом определении понятие «конфликт интересов» становится максимально широким. Оно распространено на все отношения, связанные с исполнением должностных (служебных) обязанностей (осуществлением полномочий) лицами, обязанными принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Новое определение понятия «конфликт интересов» далеко не безупречно. Оно не только не отвечает критерию краткости, но и вызывает целый ряд вопросов. И первый среди них — это вопрос о лицах, замещающих должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Закон N 285-ФЗ к числу этих лиц традиционно относит государственных и муниципальных служащих (ст. ст. 8, 9).

В отношении лиц, замещающих государственные должности, долгое время существовала правовая неопределенность.

В статье 12.1 Закона N 273-ФЗ, устанавливающей ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанность сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта не содержалась.

Единственной обязанностью лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), связанной с предотвращением конфликта интересов, являлась обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 13.1 Закона N 273-ФЗ в случае непринятия указанным должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, оно подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Таким образом, Закон N 273-ФЗ, не устанавливая обязанности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является (кроме случая передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)), предусматривал ответственность за несоблюдение данной обязанности, что было явным нонсенсом.

Три времени конфликта интересов

Конфликт интересов имеет протяженность во времени. Он должен быть предупрежден или урегулирован в отношении личной заинтересованности всегда, т.е. появившейся как перед, во время, так и после выполнения должностных обязанностей. Это три времени конфликта интересов.

Риск конфликта интересов a priori является гораздо меньшим в соответствии с личной заинтересованностью перед или после осуществления должностных обязанностей, связанных с принятием решения. Границы в принципе очевидны. Поведение должностного лица в процессе выполнения им своих служебных обязанностей может сопровождаться личной заинтересованностью в получении личной выгоды в результате их выполнения или принятия «заинтересованного» решения.

Время реального замещения должностей и выполнения служебных обязанностей — это период, когда ситуации конфликта интересов могут возникать наиболее интенсивно. Но это не означает, что личную выгоду должностного лица в этих ситуациях можно выявить сразу и немедленно.

Личная выгода может проявиться и потом. Поэтому нет необходимости в констатации обязательного совпадения ненадлежащего, необъективного и пристрастного исполнения должностных обязанностей и одновременного получения личной выгоды. Такое совпадение возможно, но может быть растянуто во времени.

В этой связи возможен вариант «прекращения дела за давностью интересов», когда конфликт интересов уже «не конфликт». Это возможно, когда факты личной заинтересованности и ненадлежащего, необъективного и пристрастного выполнения должностных обязанностей хотя и имели место, но потеряли значение, особенно в ситуации, когда служебная деятельность не продолжена.

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.

В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.

Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *