Как проходит проверка трудовой инспекции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит проверка трудовой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Роструд проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки — по графику, внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как работодатель исправил нарушения, которые Роструд нашёл во время плановой проверки. И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.

Коротко о проверках Роструда

Документарные проверки. Роструд проверяет документы работодателя у себя в офисе. Если у вас проводят документарную проверку:

1. Подготовьте документы.

2. Следите за сроками.

3. Проверьте правильность составления акта.

Выездные проверки. При выездных проверках инспектор приезжает к работодателю и проверяет условия труда работников и товары компании или ИП. Если к вам пришли с проверкой:

1. Проверьте документы ревизоров.

2. Предоставьте информацию.

3. Присутствуйте при проверке.

4. Не мешайте проверяющим.

5. Привлеките менеджеров.

6. Следите за сроками.

7. Не платите за экспертизу.

8. Если посчитаете нужным, привлеките к проверке уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей.

9. Проверьте правильность составления акта.

После проверки Роструд может приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру или суд. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Мораторий на проверки трудовой инспекции не означает, что права сотрудников можно нарушать и не выплачивать им вовремя зарплату. Работодатель обязан соблюдать законодательство. Если кто-то из персонала подаст жалобу, и прокуратура одобрит проведение внеплановой проверки, то инспекция в первую очередь запросит следующие документы:

  • коллективный договор и правила внутреннего распорядка;
  • табели учета рабочего времени;
  • график отпусков;
  • трудовые книжки, личные карточки, приказы о назначении на должность;
  • документы, связанные с оплатой труда;
  • больничные листы.

Документы, которые интересуют проверяющих

Понимать, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке, необходимо, чтобы своевременно проводить их внутренний аудит и не допускать в них нарушений.

В компетенцию ГИТ входит контроль соблюдения большого пласта законодательства, поэтому перечень того, что исследует трудовая инспекция во время выездной проверки, чрезвычайно широк:

  • уставные документы;
  • документы, касающиеся начисления и выплаты зарплат, премий;
  • кадровые документы, в том числе трудовые договоры, трудовые книжки и журналы их учета, разнообразные кадровые приказы, штатное расписание, графики отпусков и многое другое;
  • документы по охране труда.

А могут ли работодатели не предоставлять запрашиваемые государственным инспектором труда документы — да, могут, но только при наличии на то оснований. Например, организация вправе не предоставлять документы:

  • которых у нее объективно нет и которые она не обязана иметь. Например, коллективный договор — не во всех организациях он имеется, но инспекторы нередко направляют стандартный перечень документов, на скорую руку писать договор не нужно;
  • которые в ГИТ уже есть. Например, если ранее проводилась документарная проверка и соответствующие бумаги компания уже направляла;
  • которые инспекторы имеют возможность получить в других государственных органах. Например, выписку из ЕГРЮЛ инспектор вправе получить самостоятельно;
  • не соответствующие предмету контроля. Это правило касается внеплановых контрольных мероприятий, которые проводятся по конкретному поводу, при комплексной проверке соблюдения трудового законодательства оно не работает.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Читайте также:  Авансовый отчёт по командировке: заполнение, документы для подтверждения

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Порядок проведения проверки

Предусматривается несколько этапов производства проверок:

  1. Изначально фирма оповещается о том, что произойдет проверка. На трудовую инспекцию возложена обязанность относительно того, чтобы сообщать работодателю о том, что будет проведена проверка. При этом, сделать это нужно не позже чем за три дня до проверки. Это нужно сделать при помощи уведомления, которое передается под роспись.
  2. Производится проверка актов посредством выезда сотрудников трудовой инспекции. Зачастую начало проверки связывается с запросом документации о проведении работ в компании. Сотрудники инспекции должны иметь при себе удостоверение, указывающее на наличие права проводить проверку.
  3. У проверяющего есть правомочие относительно того, чтобы затребовать все документы, касающиеся проведения данного мероприятия. О внеплановой проверке компания уведомляется за сутки. В ходе проверки требуется соблюдать установленную длительность мероприятий. Она прописана ниже.
  4. По результатам проведенных работ формируется пара экземпляров акта. Иногда документ формируется прямо на предприятии, однако, чаще всего, руководителя фирмы вызываются в трудовую инспекцию.

Когда члены комиссии выявили наличие нарушений, то в заключении прописывается:

  • суть нарушения и время его совершения;
  • описание действующего законодательства;
  • период, предназначенный для устранения нарушения (если после повторной проверки останется нарушение, к директору применяется ответственность административного типа).

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?

Запрашивать трудинспекция при проверке может любые документы, которые требуются с целью контроля и за любой период времени. Если документы или информация к предмету проверки отношения не имеют, проверяющие инспекторы не вправе их запрашивать. Не имеют право госинспекторы запрашивать и такие документы, которые уже имеются в электронной базе других госорганов. Они получают путем обмена между органами. Выделить один единственный перечень документов, который трудинспекция запрашивает при проверке невозможно. Он определяется в зависимости от целей проверки для каждого конкретного случая индивидуально. Содержится этот перечень в приказе о проверке компании.

Рассмотрим, какие документы могут запрашивать трудинспекторы:

  • Учредительные;
  • Документы, подтверждающие полномочия руководителей;
  • Договора с работниками;
  • Личные карточки работников;
  • Трудовые книжки, книгу их учета, приказ ответственного за их ведение;
  • Штатное расписание;
  • Кадровые приказы;
  • Правила трудового распорядка;
  • Нормативные акты компании (Положение об оплате, о премировании);
  • Документы, подтверждающие отсутствие долгов по оплате труда;
  • Другие документы по зарплате;
  • Табель учета рабочего времени;
  • Иные документы.

Все документы компании обязаны предоставить в трудинспекцию в срок до 10 рабочих дней. Оригиналы документов предоставлять не нужно, подают копии, заверенные подписью руководителя, либо уполномоченного лица, а также печатью компании. Документы также могут быть представлены в электронном виде, в этом случае порядок их передачи определяется законом №294-ФЗ.

Плановая проверка трудовой инспекции

Как и следует из их названия, плановые проверки представляют собой особые мероприятия трудовых инспекций, которые проводятся в соответствии с заранее утвержденным графиком. То есть для инициирования такой проверки никаких особых оснований уполномоченному лицу не потребуется.

Проведение плановых проверок является возможным в отношении абсолютно любых организаций, вне зависимости от рода их деятельности, а также иных факторов. Стандартная периодичность таких мероприятий составляет один раз в три года.

Если говорить о главных основаниях, при наличии которых плановая проверка обязательно должна быть инициирована, к таковым можно отнести следующие:

  1. Учреждение еще ни разу не проверялось, однако с момента его официального открытия уже прошло три года.
  2. Закончился трехлетний период с момента последних проверочных мероприятий в конкретной организации.
  3. Работодатель является бизнесменом и осуществляет свою предпринимательскую деятельность уже в течение 3 лет. Отсчет данного периода времени необходимо начинать с момента официальной постановки физического лица на учет в налоговой организации.
Читайте также:  Льготы и выплаты на третьего ребенка в 2023 в Воронеже

Необходимо помнить, что вышеуказанный перечень оснований является исчерпывающим. То есть плановая проверка не может быть инициирована уполномоченным лицом по каким-либо иным причинам.

Если же говорить об основных мероприятиях, которые входят в каждую проверку организации, их можно разделить на две главные разновидности:

  • проверку различной кадровой документации внутри учреждения. Сюда можно включить самые различные материалы, имеющиеся в организации. Главное, чтобы все они имели прямое отношение к непосредственной деятельности компании;
  • проверку безопасности работ, которые выполняются в организации. Сразу следует отметить, что здесь ход проверки, а также иные важные нюансы данного мероприятия напрямую будут зависеть от конкретной организации и направления ее деятельности.

Невыполнение предписания может иметь последствия в виде дисквалификации или штрафных санкций. Им подвергаются: предприятие, директор или другое должностное лицо (начальник отдела кадров, главбух), индивидуальный предприниматель.

Часто встречающиеся случаи, влекущие за собой наложение взысканий.

Нарушения Сумма штрафа (р.) для
ИП Должностного лица ЮЛ
Несоблюдение Трудового кодекса 1000–5000 30 000–50 000
Повторное нарушение 5000–10 000 1) 10 000–20 000
2) Дисквалификация, с максимальным сроком в 3 г.
50 000–100 000
Неправомерный допуск к работе (например, при отсутствии санитарной книжки) Для работника: 3000–5000
Для работодателя: 10 000–20 000
Отсутствие трудового договора или неправильное оформление 5000–10 000 10 000–20 000 50 000–100 000
Повторные допуск к работе или отсутствие договора 30 000–40 000 Дисквалификация, максимальный срок которой достигает 3 лет 100 000–200 000
Невыполнение норм по охране труда 2000–5000 50 000–80 000
Повторное невыполнение норм 1) 30 000–40 000
2) Дисквалификация сроком до 3 лет
1) 100 000–200 000
2) Приостановление деятельности до 3 мес.
Неправильное осуществление специальной проверки 5000–10 000 60 000–80 000
Допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда 15 000–25 000 60 000–80 000
Отсутствие защитных средств (если их наличие предписано ТК РФ) 25 000–30 000 130 000–150 000

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).

Полномочия инспекторов

  • Следить за тем, чтобы работодатели не переступали закон в отношении своих подчиненных;
  • Проводить проверки и составлять по их результатам акты;
  • Составлять предписания для работодателя, в которых указаны конкретные сроки, за которые нарушения должны быть исправлены;
  • Отстранять от занимаемой должности работников, не обладающих необходимыми знаниями и навыками, касаемо техники безопасности;
  • Фиксировать факт административных правонарушений, путем составления протокола, и привлекать к ответственности виновных лиц;
  • Выявлять причину произошедших несчастных случаев, путем проведения расследования;
  • При необходимости, передавать сведения и документы в прокуратуру или в суд;
  • Инициировать закрытие предприятия, при наличии определенных оснований.

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2007, N 10

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

Известно, что самые конфликтные трудовые проверки связаны с нарушениями по оплате труда. Они занимают лидирующую позицию в перечне проступков работодателей. И поскольку, по заверению проверяющих, нет такой организации, которая бы стопроцентно соблюдала трудовое законодательство и не допускала ошибок в ведении кадрового учета, двери любой компании открыты для инспекторов по труду. Кстати, не только они могут прийти к вам с проверкой. Кто еще может контролировать соблюдение трудового законодательства в организации? Каковы типичные нарушения в сфере оплаты труда? Какие виды ответственности предусмотрены для нарушителей? Об этом рассказала на семинаре Валентина Митрофанова, практикующий консультант по вопросам применения трудового законодательства.

Читайте также:  Имеет ли гарантийное письмо юридическую силу без договора?

Кто нас проверит

Итак, какие государственные проверяющие органы интересуются соблюдением трудового законодательства по оплате труда в вашей организации:

1. Федеральная инспекция труда (далее — ФИТ).

Практически у каждого кадрового работника со словом «проверка» в первую очередь ассоциируется трудовая инспекция. И все мы знаем, какими полномочиями она обладает.

По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.

Границы внепланового контроля Роструда

В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).

Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.

Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:

  • сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
  • данные о состоянии травматизма на предприятии;
  • акты о расследовании несчастных случаев и т. д.

ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.

В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.

Проверка документов на этапе формирования плана проверок

В зависимости от основания проведения проверки подразделяются (ст. 9, 10 закона № 294-ФЗ):

  • на плановые (проводятся на основании годового плана);
  • внеплановые (по заявлению, обращению и т. д.).

В плане проверок перечисляются лица, в отношении которых будут проводиться проверочные мероприятия, и сроки проведения проверки.

При его формировании учитываются:

  • 3-летний срок, прошедший с момента госрегистрации или последней проверки лица (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ);
  • наличие или отсутствие повышенного риска нарушений (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).

В соответствии с п. 31 адмрегламента анализ начинается в 3 квартале года с изучения:

  • материалов предыдущих проверок и их результатов, включая структуру и типологию нарушений трудового законодательства;
  • причин задолженности по зарплате;
  • сведений о работодателях, задерживающих выплату заработной платы;
  • состояния условий, охраны труда и травматизма и др. информации.

Эти сведения используются для реализации риск-ориентированного подхода. Уровень риска, в зависимости от которого устанавливается частота проверок, определяется по формуле, в которой весомая роль принадлежит индивидуальным коэффициентам, определяемым на основании (п. 10 положения № 875):

  • отчетности о результатах надзора за 3 предшествующих года;
  • сведений о травматизме за 3 года;
  • сведений о долгах по зарплате за предыдущий год.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *