Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установленный лимит на размещение отходов в 2023 году 4 класс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По п. 1. необходимо отметить следующее, во-первых, сами Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 66,17 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей
Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.
Платежная база плательщиками определяется самостоятельно исходя из данных производственного экологического контроля. При ее расчете учитывают:
- Массу или объем вывезенныхза отчетный интервал отходов;
- Уровень опасности отходов;
- Лимиты на размещение и их превышение.
Классы опасности присваиваются отходам в зависимости от их влияния на экологию. Классификация указана в таблице.
Класс опасности | Негативное воздействие |
I | Чрезвычайно высокое |
II | Высокоопасное |
III | Умеренно опасное |
IV | Малоопасное |
V | Практически неопасное |
Данные о рассчитанной платежной базе представляются плательщиками за период отчета. Они указываются в декларации о негативном воздействии на экологическую обстановку.
Экономическое стимулирование
Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:
- Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
- Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.
Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:
- Льготы по налогам;
- Льготы по экологическому сбору;
- Льготы по плате за НВОС;
- Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.
Лимит выдают на базе проекта нормативов образования отходов. Штатный эколог может самостоятельно подготовить проект НООРЛ для своего предприятия, потому что этот вид деятельности не требует получения лицензии.
Но многие предпочитают доверить разработку этого документа специализированным коммерческим организациям, которые знают нюансы согласования проекта по отходам и учитывают актуальные изменения в сфере экологического законодательства.
Разработанный проект передается на согласование в территориальный департамент Росприроднадзора. Если в результате проверки надзорный орган выявит несоответствия, предприятие их обязано устранить и заново согласовать проект. При удовлетворительном результате предприятие получает документ, который подтверждает согласие государства на заявленный производством на год объем образования отходов.
Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).
Ответственность за отсутствие продленных лимитов.
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ), в статье 18, указывается что организации в результате своей хозяйственной деятельности образуют отходы, потому они разрабатывают проекты на лимиты образования отходов и на их размещение. Малые и средние предпринимательства в результате своей хозяйственной деятельности образуют отходы, но не разрабатывают проект, а представляют в федеральные органы власти РФ, в соответствии с их компетенцией, ежегодные отчеты об образовании, размещении, использовании, обезвреживании, в уведомительном порядке (отчеты МСП).
Крупные предприятия, муниципальные предприятия и некоторые другие обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Если организация не имеет проекта лимита на размещение отходов, то она обязана выплачивать в 25-кратном размере, по сверхлимитам, плату за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). Регламентирует этот факт закон РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89 – ФЗ) от 24.06.1998 г. Следует отметить, что отсутствие проекта влечет за собой нарушение законодательства, за что предусмотрено дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», (№ 7-ФЗ), статья 75.
Штрафы, которые может получить организация согласно КоАП РФ от 30.12.2001 (№195-ФЗ) в ред. от 30.12.2008 (№309-ФЗ) в главе 8 сказано:
- Несоблюдение организацией требований по экологии при территориальном планировании, строительстве, реконструкции, ремонте, а также при эксплуатации сооружений и других производственных объектов.
Для организаций предусмотрены штрафы от 20 000 до 100 000 рублей. - Несоблюдение организацией санитарно-эпидемиологических экологических требований по обращению с отходами производства, потребления и другими опасными веществами: сбор, размещение, использование, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение или иное обращение.
Для организаций предусмотрены штрафы от 10 000 до 250 000 рублей или же остановка деятельности сроком до 90 дней.
- При сокрытии организацией, намеренном искажении или предоставление неполной информации об экологическом состоянии окружающей среды.
Для организаций предусмотрены штрафы от 10 000 до 20 000 рублей.
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду
Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.
Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.
ИСКЛЮЧЕНИЕ! Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.
Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС. Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата. Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.
Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.
Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.
Необходимая информация для расчета нормативов
Часть исходной информации для составления ПНООЛР предоставляет заказчик, но большинство данных приходится получать непосредственно при проведении обследований на объекте. Для расчета нормативов образования и определения лимитов на размещение отходов понадобится определить и собрать:
- количество (объем) используемого сырья и материалов в единицу времени;
- количество (объем) произведенной продукции;
- количество (объем) сырья и материалов, использованных в произведенной продукции;
- нормы естественной убыли;
- объемы выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод;
- рецептуры, технологические карты, регламенты и прочие документы, нормирующие использование сырья и материалов;
- данные учета полученной продукции;
- результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов и образования отходов и т. д.
Сбор информации и составление проекта со всеми расчетами и обоснованиями – задача для специалиста-эколога. Срок ее выполнения отчасти зависит от масштабов объекта, но в большей степени определяется необходимостью получения согласований с контролирующими органами представительствами Росприроднадзора и другими региональными органами исполнительной власти. Получение согласований, во-первых, имеет нормативные сроки – в каждой инстанции свои, во-вторых, подразумевает полное соответствие проекта методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды РФ № 349 от 5 августа 2014 г., и другим законодательным и нормативным требованиям.
Законодательное регулирование
Лимиты размещения отходов рассчитываются и проверяются на основании федерального законодательства. Конкретнее, правила и правовые основы прописаны в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Суть 11 статьи этого закона в том, что после получения лимитов на размещение отходов, организации и ИП обязаны отчитываться по установленной форму и продлевать лимит. А в случае изменения производственного процесса, сведения должны быть оперативно поданы в контролирующие органы для перерасчета.
Кроме того 11 статья содержит следующие положения:
- ИП и юр. лица должны своевременно разрабатывать нормативные проекты об образовании отходов, рассчитывать лимиты размещения(соблюдая законодательное ограничение) и способствовать государственному учету отходов, а также, по возможности, минимизировать накопление мусора.
- ИП и юридические лица обязуются при возможности внедрять малоотходные технологии, поддерживать инновационные экологические разработки.
- ИП и юридические лица должны регулярно проводить инвентаризацию не только отходов, но и объектов размещения, отправляя актуальные и полные сведения в надзорные органы.
Статья 18 этого закона содержит следующую информацию:
- ИП и юридические лица, которые тем или иным образом способствуют накоплению мусора в результате своей хоз. деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.
- Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.
ЧТО ЖЕ В ПУНКТЕ 12(1) ПРАВИЛ?
Пункт 12(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил.
Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 данных Правил.
При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 данных Правил.
Позиция, о которой мы говорили выше, вероятно, основана на ошибке, которая сводится к следующим доводам:
- в пункте 21 указано на необходимость применения коэффициента 25 при исчислении платы за НВО определенными (указанными в пункте 12(1) Правил) лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории;
- в пункте 12(1) указаны, в том числе, лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г.:
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
- лимиты на выбросы загрязняющих веществ,
- разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,
- лимиты на сбросы загрязняющих веществ,
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Отсюда неправильный вывод: лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения, обязаны при исчислении платы за НВОС применять формулу с повышающим коэффициентом 25.
Ещё раз подчеркнем: это логическая ошибка. Дело в том, что:
- во-первых, правила русского языка предлагают читать текст сверху вниз, а не снизу вверх, поэтому сначала в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255, описываются алгоритмы выбора формул исчисления платы за НВОС, а лишь потом – сами применимые формулы;
- во-вторых, в пункте 12(1) Правил содержатся прямые указания на то, какие формулы, в каких ситуациях должны использовать лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения;
- в-третьих, формула, указанная в п. 21 Правил, содержит описание порядка исчисления платы за НВОС в случае «сверхнормативного» воздействия на ОС и не применима к случаям оказания воздействия в соответствии с условиями разрешительной документации (что бы это ни значило).
Практические советы по разработке и согласованию ПНООЛР
11.1 Изменения технологического процесса
В первую очередь, перед тем как начинать разработку, необходимо проанализировать деятельность хозяйствующего субъекта. Планируются ли изменения в технологии производства, реструктуризация предприятия, закупка дополнительного оборудования? Если да, необходимо учесть все изменения на перспективу в ПНООЛР. Оборудованы ли места накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам? Если нет, нужно провести необходимые работы.
11.2 Лицензируемые виды деятельности
Помимо этого четко определитесь со способами обращения с отходами на предприятии. Еще совсем недавно лицензированию подлежали только обезвреживание и размещение отходов, сейчас же к лицензируемым видам деятельности относятся и сбор, и транспортирование (даже между филиалами одного предприятия), и обработка, и даже утилизация собственных отходов в своем производстве.
Банальное обезвреживание аккумуляторной кислоты в транспортном цехе теперь нуждается в лицензии. Получение такой лицензии – обычно долгий и дорогостоящий процесс, поэтому зачастую гораздо рациональнее найти организации, уже имеющие лицензию на прием таких отходов, и передавать отходы им. В целом, нужно взвесить все факторы и рассчитать, что выгоднее и безопаснее – утилизировать или размещать отходы на своем предприятии либо передавать сторонним лицам.
Перед разработкой убедитесь, что у предприятия заключены необходимые договоры на передачу отходов для утилизации или обезвреживания лицензированным предприятиям, а твердые коммунальные отходы транспортируются лицензированными перевозчиками на лицензированный полигон, внесённый в ГРОРО.