Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 споров с ПФР и ФСС, которые могут случиться. Обзор судебной практики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебные приставы обращаются в банк для изъятия денежный средств или акций должника. Как правило задолженность покрывается средствами в рублях, если этого недостаточно, используются средства в иностранной валюте при наличии. Далее проходит реализация имущества на торгах. Это происходит в случае, когда на счету должника недостаточно средств или их нет вовсе. Также средства могут удерживаться с любых выплат, разрешенные к взысканию, в том числе и с пенсии.
Документы для взыскания с пенсионеров
Взыскания осуществляют по следующим исполнительным документам:
- Листы, выдаваемые общими судебными инстанциями или арбитражным судом
- Судебный приказ
- Постановление судебных исполнителей
- Решений, принятых ПФ
- Актов, касающихся нарушений административного характера
Если средства были сняты с банковской карты незаконно, их можно вернуть если:
- Предъявить справку об назначениях выплат в Пенсионном форде
- Составить в двух экземплярах заявление на возврат средств
- Отнести заявление в службу судебных приставов
ВС: Недопустимо взыскивать пенсию, выплаченную добросовестному гражданину
Переплата пенсии может возникать в результате разных обстоятельств, причина переплаты напрямую влияет на возможность возврата переплаты в бюджет и порядка взыскания:
- Переплата, возникшая в результате действий или бездействий самого пенсионера, такое основание имеет место, когда пенсионер вовремя не сообщает об обстоятельствах, которые должны привести к уменьшению пенсии ли к лишению его права на ее получение. Например, гражданин получал страховую пенсию по старости и фиксированную надбавку к ней. Сумма надбавки рассчитывается с учетом того, что пенсионер имеет одного иждивенца. Иждивенец пенсионера умер, с его смертью гражданин потерял право на увеличенную надбавку. Однако, поскольку пенсионер не сообщил о кончине подопечного, ему продолжали выплачивать суммы, превышающие те, на которые он мог претендовать и образовалась переплата. В таком случае ПФ РФ вправе принять решение об удержании суммы переплаты из последующих платежей пенсионеру, но не более 20% от каждого платежа.
- Переплата по вине третьих лиц. Например, гражданину была назначена пенсией в связи с присвоением ему группы инвалидности. Спустя какое-то время выяснилось, что документ МСЭ о присвоении группы был вынесен с нарушением законодательства и не имеет юридической силы. К моменту признания документа МСЭ ничтожным гражданин уже получил какое-то количество пенсионных выплат. Судебная практика в таких случаях пришла к выводу, что пенсионер не должен нести ответственность за недочеты третьих лиц, если в его собственных действиях ничего незаконного не было, сумма переплаты взыскана не будет. Это правило не применяется в случаях, когда третье лицо — это родственник, получавший пенсию после смерти пенсионера, не известив о кончине надлежащего получателя пенсии ПФ РФ — с такого гражданина пенсия будет взыскана либо добровольно, либо в судебном порядке.
- Переплата, возникшая по вине самого ПФ РФ. Статья 1109 Гражданского кодекса РФ сообщает, что переплаты по пенсиям подлежат возврату в случаях, если возникли вследствие счетной ошибки — именно счетной ошибкой признаются все переплаты по вине ПФ РФ, поэтому, скорее всего, такую переплату придется вернуть. Однако ПФ РФ н вправе в таком случае своим решением взыскивать переплату из следующих платежей — вопрос придется решать через суд.
Под переплатой понимается излишне выплаченная по вине получателя сумма пенсии и других выплат, которые относятся к компетенции ПФР. Ниже представлены категории граждан, у которых наиболее часто встречаются случаи образования задолженности.
- Пенсионеры-студенты, которым выплачивается пенсия по утрате кормильца. При установлении данной пенсии одно из условий — обучение студента на дневном отделении. После отчисления из учебного заведения либо призыва в армию эта категория пенсионеров теряет право на получение обеспечения, однако забывает сообщить в ПФР о данном факте.
- Граждане, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы, престарелыми лицами (старше 80 лет). Здесь надо напомнить, что получать обеспечение могут только трудоспособные неработающие граждане. В этой группе основная масса переплат происходит по причине того, что граждане, которые оформили уход за своими дедушками и бабушками, за соседями и т.д., через некоторое время могут забыть, что они не должны устраиваться на работу. Если выяснится, что ухаживающий работал либо сам вышел на пенсию, переплату взыскивают с ухаживающего, а не с пенсионера.
- Граждане, которые получают минимальную пенсию (ниже прожиточного минимума пенсионера). В данном случае лицу устанавливается федеральная или региональная социальная доплата (СД). Доплата назначается только неработающим пенсионерам. После выхода на работу СД снимается, а переплаченная сумма средств подлежит взысканию с пенсионера.
Все пенсионеры, которым установлены выплаты, связанные с обучением либо трудоустройством, при назначении пенсии, СД и компенсации подписывают обязательство, четко определяющее ограничения и сроки, в которые им необходимо сообщить в ПФР обо всех изменениях.
При обнаружении переплаты, возникшей по любому основанию, региональное подразделение Пенсионного фонда РФ первым делом направляет пенсионеру протокол о возникшей переплате. В протоколе обязательно указываются следующие сведения:
- Сумма переплаты.
- Причина ее возникновения.
- Период, за который она возникла.
Одновременно с протоколом, как правило, направляется предложение в добровольном порядке вернуть переплату и квитанция с реквизитами, на которые необходимо перечислить требуемую сумму.
Единственный случай, когда ПФ РФ сможет вернуть переплату, если нарушений со стороны пенсионера не было — это счетная ошибка. При этом не совсем очевидно, что является счетной ошибкой. Доказать ошибку предстоит Пенсионному фонду РФ в суде.
Добровольный возврат переплаты позволит избежать тягот судебного процесса, тем более, что в большинстве случаев суды оказываются на стороне ПФ РФ.
Как правило, судебные разбирательства по поводу удержания переплат по пенсии заканчиваются положительно для ПФР, и пенсионеров обязывают возместить денежные средства. Происходит это по причине того, что в большинстве случаев подобные ситуации возникают из-за предоставления пенсионерами неверных данных.
Узнайте все причины, по которым может быть наложен арест пенсии судебными приставами. Как оплатить детский сад с материнского капитала, читайте в статье.
О второй индексации социальных пенсий в 2020 году читайте здесь.
Если пенсионер, получивший лишние средства, не имел злого умысла и никаким образом не причастен к переплате, он может рассчитывать, либо на лояльные условия погашения задолженности, либо вовсе на отмену требований по погашению, в зависимости от особенностей того или иного случая.
Взыскание излишне выплаченной пенсии
Принудительно взыскать из последующих пенсионных платежей сумму переплаты, если она возникла по вине Пенсионного фонда РФ, на основании решения самого Пенсионного фонда РФ — невозможно, для этого необходимо либо решение суда, либо согласие самого пенсионера.
Если пенсионер готов погасить переплату, но не располагает необходимыми средствами, он вправе написать заявление о постепенном взыскании переплаты из последующих платежей. Такая система удобна тем, что Пенсионный фонд РФ и пенсионер могут договориться о комфортном погашении переплаты.
Из каждого платежа могут взыскивать не более 20% от его суммы.
Часто Пенсионный фонд РФ отказывает в постепенном погашении переплаты из будущих платежей и предпочитает обращаться сразу в суд, если речь идет об очень большой сумме переплаты — в несколько сот тысяч рублей.
Успешная судебная практика по страховым взносам ИП
Впервые право учитывать расходы при расчете ИП страховых взносов на сумму свыше 300 тысяч рублей годового дохода признал Верховный суд в определении от 18.04.17 № 304-КГ16-16937. Посколько в том споре речь шла об ИП, применявшем упрощенную систему налогообложения с базой «доходы минус расходы», налоговые органы отказали в таком праве остальным предпринимателям, например на общей системе или УСН с базой «доходы». Один из ИП обратился в Конституционный Суд РФ. 30 ноября 2016 года КС РФ принял постановление № 27-П, в котором указал, что учитывать расходы при исчислении суммы дохода для расчета страховых взносов ИП необходимо в любом случае.
[1]
Но такие решения суды вынесли в 2017 году, когда Пенсионный фонд уже взыскал с многих предпринимателей страховые взносы исходя из всей суммы дохода за периоды с 2014 по 2016 год. Многие ИП логично захотели вернуть себе переплату, но ФНС им в этом отказала. Поэтому они пошли в суд и отстояли свое право на возврат средств. В этом обзоре собраны несколько судебных решений, принятых в пользу ИП, которые могут послужить примером для тех предпринимателей, которые находятся в аналогичной ситуации.
Размер пенсии: судебная практика
Пенсия представляет собой регулярные денежные выплаты гражданам при достижении ими определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других установленных законом случаях. Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий.
Законодательно право каждого гражданина на получение пенсии закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Пенсионная система России включает в себя страховую пенсию, пенсию по государственному пенсионному обеспечению, накопительную пенсию и пенсию по негосударственному пенсионному обеспечению.
Наибольшее количество разногласий вызывает определение размера страховой пенсии. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» такая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Страховая пенсия по старости (до 2015 г. — страховая часть трудовой пенсии по старости) назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа, а также минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Большинство судебных споров связано с отказом Пенсионного фонда включить в общий трудовой стаж работы гражданина, претендующего на получение пенсионного обеспечения по старости, конкретных периодов работы.
Необходимо отметить, что до начала в 2002 году пенсионной реформы основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка.
При проведении в 2002 году пенсионной реформы и переходе к страховым принципам пенсионного обеспечения законодатель установил такой порядок исчисления размера трудовой пенсии по старости, который предполагает опосредованный учет среднемесячного заработка застрахованного лица при определении расчетного пенсионного капитала, формируемого в том числе за счет сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного начиная с 2002 года, и с целью обеспечения преемственности правового регулирования предусмотрел особый правовой механизм конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал.
Верховный Суд, разрешая подобные категории споров, указывает, что расчетный пенсионный капитал граждан, трудившихся как до, так и после 2002 года, будет состоять из двух частей — пенсионных прав (до 2002 года) и страховых взносов (с 2002 года).
При этом пенсионные права в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала включаются по определенной формуле.
В одном из споров индивидуальный предприниматель, зарегистрированный повторно после 2002 г., обращаясь с иском к Пенсионному фонду, указал, что в индивидуальном лицевом счете не отражены все суммы, перечисленные в качестве страховых взносов за время предыдущей предпринимательской деятельности с 19.07.1996 по 31.12.1999, что в конечном итоге повлияло на размер его пенсии.
Суды, отказывая в удовлетворении его требований о нарушении пенсионных прав, исходили из того, что предыдущий период деятельности включен в страховой стаж, спорные суммы страховых взносов не влияют и не будут влиять на определение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Верховный Суд оставил в силе акты нижестоящих судов.
Как отметил Конституционный Суд в Определении от 04.04.2017 N 696-О, установленный порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после 01.01.2002, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок исчисления размера трудовых пенсий по старости.
В другом деле основанием для обращения гражданина в суд с иском к Пенсионному фонду послужило невключение периода работы в геологической экспедиции в общий трудовой стаж при назначении пенсии, так как запись спорного периода не соответствует дате приема на работу и дате увольнения.
Суд в ходе рассмотрения дела установил, что при назначении истцу страховой пенсии по старости пенсионный орган включил в общий трудовой стаж истца период его обучения, который включает в себя в том числе и спорный период нахождения в геологической экспедиции. Учитывая данное обстоятельство, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку повторное включение одного и того же периода дважды в страховой стаж действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Претензия в негосударственный пенсионный фонд
Гражданин, который узнал, что без его ведома переведены его пенсионные накопления в НПФ, вправе обратиться с претензией в НПФ, чтобы последний дал пояснения, каким образом его пенсионные накопления оказались в НПФ, а также запросить копии документов, связанных с переводом накоплений, а именно, заявление и договор, которые были якобы подписаны гражданином.
Указанные документы понадобятся для дальнейшего обращения в суд, если они не подписывались гражданином.
Также Вы можете в претензии в НПФ потребовать перевести Ваши накопления обратно в государственный пенсионный фонд, или в тот фонд, где они находились до момента незаконного перевода.
Обобщение гражданских дел, связанных с исками пенсионеров о назначении льготных пенсий, рассмотренных федеральными судами в первом полугодии 2005 г
Особенности досрочного пенсионного обеспечения лиц, предусмотренныхстатьями 27, 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
Вопросы установления досрочных трудовых пенсий регулируются ст. ст. 27, 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Категории граждан, которые сохраняют право на досрочное пенсионное обеспечение только при условии, если они проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока, поименованы в ст. 27 Закона.
Временное сохранение права на досрочное назначение пенсии
Статья 27 Закона предусматривает 15 категорий работ с особыми условиями труда, которые дают основание для снижения пенсионного возраста.
По данной категории на обобщение поступило 359 дел, что в общем количестве рассмотренных в первом полугодии 2005 г. споров пенсионеров о назначении льготной пенсии составило 49,8%.
Гражданами, как правило, оспаривались решения органов пенсионного обеспечения об отказе в досрочном назначении пенсии по основаниям, указанным в пп. 1, 2, 9, 11 п. 1 ст.
Решением Кировского районного суда города Астрахани, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным и кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, Заявителю было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным распоряжения министерства социального развития и труда Астраханской области от 5 апреля 2019 года о прекращении выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости и обязании возобновить ее выплату.
При этом суды исходили из того, что ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области, выплачиваемая за счет средств областного бюджета, является дополнительным пенсионным обеспечением указанной категории граждан, право на которое производно от их трудовой деятельности и обусловлено выполнением ими значимых для общества обязанностей, а также соблюдением указанными лицами особых требований, вытекающих из их публично-правового статуса. Освобождение же конкретного лица от государственной должности Астраханской области за виновные действия, равно как и совершение им преступления в период осуществления соответствующей деятельности, свидетельствует об отсутствии у него права на данную дополнительную гарантию.
По мнению Заявителя, оспариваемое им законоположение не соответствует статьям 17, 18, 39 (части 1 и 2), 54 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции, поскольку вводит для лиц, которые замещали государственные должности и в отношении которых уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по нереабилитирующим основаниям, дополнительные, не предусмотренные уголовным законом, уголовно-правовые последствия в виде прекращения выплаты уже назначенной им ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и при этом распространяет свое действие на ранее возникшие отношения (т.е. имеет обратную силу), тем самым ухудшая положение указанных лиц в сфере пенсионного обеспечения и ограничивая их конституционные права.
Судебная практика по начислению пенсии
На основании с п.2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Представитель ответчика ГУ – ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области по доверенности Терёшкина К.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, по мнению ответчика, истец не приобрел право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пп.1 п.3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п.2 ст. 29, ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку страховой стаж истца в целях определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 21 год 05 месяцев 25 дней, при требуемом страховом стаже не менее 25 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами правовых актов, установив, что с 19.03.2008 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет, установленной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, исходил из того, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, не является страховой, и приняв во внимание, что назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин — 60 лет) не предусмотрено, — пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Статьей 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Данная норма касается и военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности получения одновременно двух пенсий, не затрагивает права тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека, в том числе в социальной сфере (статьи 2 и 7; статья 39, части 1 и 2) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 187-0 и от 16 ноября 2006 года №511 -О).
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемые заявителем положения, направленные на обеспечение повышенной социальной защиты граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставших инвалидами вследствие военной травмы, нарушают конституционные права граждан, не относящихся к названной категории, в том числе лиц, проходивших военную службу в качестве прапорщиков и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы и связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Как следует из решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утверждённого протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.03.2019 года № 101, 13.02.2019 года Шубкин ФИО9 . 08.04.1962 года рождения обратился за назначением пенсии на основании п. 5 ст. 3 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и порядка, предусмотренного ст. 28.1 и 33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в чем ему было отказано.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области – Климченкова ФИО7 ., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, как военнослужащий, он вправе получать вторую пенсию- по старости- только по достижении возраста 60 лет, при этом снижение возраста по ФЗ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяться не может, так как истец имеет право на получение пенсии по одному основанию.
Особенности пенсии за выслугу лет муниципальным служащим
У справки о зарплате нет утвержденного бланка, поэтому она заполняется в свободной форме, однако должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование и данные организации, где работал гражданин;
- личные данные (Ф. И. О., дату рождения) гражданина;
- период работы;
- помесячный заработок;
- наименование валюты, в которой производились начисления;
- общую сумму полученного заработка за весь период, указанный в справке;
- указание на то, что взносы в ПФР с выплаченных сумм перечислены;
- отдельно в примечании — сроки нахождения на больничном и в административном отпуске;
- документ, на основании которого выдана данная справка (это могут быть расчетные ведомости или лицевые счета работников);
- подпись руководителя и печать организации.
Помесячный заработок указывается с соблюдением следующих правил:
- в него включаются все виды выплат в рамках исполнения трудовых обязанностей: отпускные, больничные, премии, выплаты за сверхурочную работу, работу в выходные дни, по совместительству и так далее;
- в него не входят компенсации за неиспользованный отпуск, при увольнении и пособие по уходу за ребенком;
- при желании можно заменить неполные месяцы работы в связи с ее началом или окончанием, периоды отпуска по уходу за ребенком, ухода за инвалидом 1-й группы на месяцы, идущие до или после указанного периода.
Пенсия по старости для мужчин наступает при достижении возраста 60 лет, для женщин — 55 лет. Но некоторые профессии (льготные) подразумевают выход на пенсию в более раннем возрасте.
Справка о средней заработной плате работника для назначения пенсии по старости запрашивается в бухгалтерии организации.
Как правило, сотрудник предпенсионного возраста лишь в устной форме просит справку. Такая практика применяется в небольших компаниях, на крупных предприятиях оформляется еще и соответствующее заявление.
Форма справки о зарплате для ПФР каждое предприятие может разработать самостоятельно, также допускается заполнение по уже существующему документу, взятому у другой организации в качестве основы.
Заполненную справку подписывает руководитель отдела кадров, главный бухгалтер, начальник предприятия.
Если организация ликвидировалась, необходимо направить письменное обращение в архивный отдел, принявший бумаги снятой с учета компании, и оформить выписку из документов по заработной плате.
Форма справки для Пенсионного фонда известна работникам архива, они помогают собирать необходимые документы для назначения пенсии.
Не всегда сотрудник архива может составить справку по утвержденной форме, но он вправе сам заполнить документ согласно имеющимся у него сведениям.
Дополнительно на нашем сайте вы можете скачать образцы справок о заработке:
- для субсидий;
- для пособия по безработице с центр занятости;
- для пособий в соцзащиту.
Пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, допускаются 2 способа расчета среднемесячной заработной платы для установления размера будущей пенсии:
- исходя из сведений персонифицированного учета, в расчет берется среднемесячный заработок в 2000-2001 годах;
- в соответствии с представленной справкой о зарплате за 5 лет трудовой деятельности, идущие подряд.
Как показывает практика при постоянном месте работы гражданину выгоднее для расчета брать заработную плату, полученную в период 1976-1986 годов.
Справка о зарплате за 5 лет не нужна в случаях, когда месячный заработок сотрудника в 2000-2001 годах равен:
- 2100 руб. — для регионов, где заработная плата умножается на районный коэффициент до 1,5 (к примеру, 1,5 для Удмуртской Республики);
- 2600 руб. — для местности с установленным коэффициентом в диапазоне от 1,5 до 1,8 (Мурманская область);
- 2900 руб. — для районов с коэффициентом свыше 1,8 (Якутия).
В противном случае сотруднику, собирающемуся на пенсию, необходимо заранее подготовить для ПФР справку за 5 лет труда с более высокой зарплатой, если такие были за другой период работы.
Справка о заработке, передаваемая в Пенсионный фонд, служит одним из главных документов из всего необходимого пакета для начисления пенсии.
Именно от суммы дохода зависит величина начисленной пенсии. Каждый гражданин очень заинтересован в предоставлении данного бланка.
Отказ В Назначении Досрочной Пенсии Судебная Практика
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ — УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска Зеленкиной Л.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований Кайзер Л.П., как незаконных.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях).
Анализ судебной практики по делам, связанным с назначением досрочной пенсии медицинским работникам
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, изложена правовая позиция о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Так Приказом Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. № 669 было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Кроме того, заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивлись за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.
Положениями ст. 187 ТК РФ (ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего ранее), предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Споры с пфр судебная практика
Поскольку, организация не проконтролировала движение денежных средств по счету, открытому в «проблемном» банке, и не смогла представить в суд надлежащих доказательств проявления должной осмотрительности. У организации было два открытых банковских счета и она активно использовала счет в стороннем банке, поэтому не могла не знать о проблемах банка. С такими выводами нижестоящих судов согласился Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 26 октября 2015 г.
по делу N А53-30794/2014. Арбитры указали, что судебные инстанции, правильно применили нормы статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».