Обязанность обеспечения контракта в электронном аукционе в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанность обеспечения контракта в электронном аукционе в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Изменения, внесённые в ст. 95 закона 44-ФЗ Федеральным законом № 360-ФЗ, установили различный порядок уведомления о принятом решении для контрактов, заключённых по результатам электронных закупок и закупок, проводимых не в электронной форме.

Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Читайте также:  Организация ОСС и заочное голосование

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Минимум документов, высокий процент одобрения

Разумеется, Вы всегда можете обеспечить свои заявки на участие в закупочных процедурах собственными денежными средствами, если они у Вас имеются в достаточном количестве, и Вы не можете найти им лучшего применения. Решение всегда за Вами.

И последнее о чем мы хотим рассказать в этой статье – как получить банковскую гарантию или тендерный заем.

Да очень просто! Если Вам требуется банковская гарантия для обеспечения тендерной заявки надо просто заглянуть в соответствующий перечень банков и начинать подавать заявки. Система выбора банков может быть любой, на Ваше усмотрение. Рано или поздно Вы обязательно найдете «свой» банк, который предоставить Вам банковскую гарантию. Иначе и быть не может, поскольку по состоянию на апрель 2019 года в перечне присутствуют 206 банков. Так же следует поступать с тендерными кредитами или займами.

Конечно же, это шутка! Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют для получения банковской гарантии обращаться в первую очередь в свой обслуживающий банк. Банки всегда знают своих клиентов, контролируют их деятельность в части, устанавливаемой действующим законодательством, и достаточно легко могут проверить подлинность представленной финансовой отчетности. Кроме того, обращение за получением кредитных продуктов в свой банк существенно экономит время на подготовку документов, т.к. все юридические документы Вашей компании уже имеются в банковском досье.

Если же по какой-то причине обслуживающий банк отказывает Вашей компании в предоставлении банковской гарантии или сам банк не отвечает требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, мы советуем Вам обратиться к специалистам, работающим на рынке госзакупок. Вам всегда помогут подобрать банки, предоставляющие банковские гарантии на наиболее выгодных условиях. Сейчас на рынке работает большое число банков, предоставляющих банковские гарантии для участников госзакупок без обеспечения и открытия расчетного счета, используя электронный документооборот.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства смогут подобрать для Вас банки с учетом финансового состояния Вашей компании, ее места нахождения и сферы деятельности, кредитной истории, имеющегося опыта участия в госзакупках и других факторов, учитываемых банками при принятии решения. Одновременно мы сразу прорабатываем возможность получения банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта на случай возможной победы Вашей компании в проводимой закупочной процедуре. В целях исключения возможных проблем с получением гарантии, по согласованию с клиентом заявки направляются сразу в несколько банков. При этом большую часть работы по подготовке кредитных заявок возьмут на себя наши эксперты.

В случае необходимости обеспечения заявки денежными средствами, мы всегда сможем подобрать для Вас банк или микрофинансовую организацию.

Отдельно обращаем Ваше внимание, что услуги специалистов Кредитно-Страхового агентства по организации тендерного обеспечения являются для наших клиентов бесплатными.

Удачных Вам торгов!

Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.

Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.

Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].

ГДЕ необходимо указывать размер ОИК

– в извещении об осуществлении закупки;

Читайте также:  Как узнать свой лицевой счет за воду по адресу без квитанции

– в проекте контракта;

– в документации о закупке (закрытые закупки);

– в приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (закрытые закупки) .

КАК необходимо указывать размер ОИК

Заказчику достаточно определить размер обеспечения исполнения контракта в процентах от НМЦК (от цены контракта для СМП и СОНО). Указывать этот размер в твердой денежной сумме необязательно (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 305-КГ17-3351 по делу N А40-207745/2015).

Размеры ОИК (чч..6 – 6.2. Закона №44-ФЗ)

Общий случай

Закупка только для СМП и СОНО (п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ)

Аванс контрактом не предусмотрен

от 0,5 % до 30% НМЦК

от 0,5 % до 30% цены контракта

Контрактом предусмотрен аванс, не превышающий 30% НМЦК

Не менее размера аванса

Контрактом предусмотрен аванс, превышающий 30% НМЦК

В размере аванса

Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению (письмо Минфина России от 25.09.2020 N 24-03-08/84224)

ОИК устанавливается от НМЦК, уменьшенной на размер аванса

ОИК устанавливается от цены контракта, уменьшенной на размер аванса

Расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению

В размере до 10% НМЦК

В размере до 10% цены контракта

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Законодательные новеллы, содержащие оптимизационные изменения

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Ряд поправок, которые вошли в новеллу:

  • изменится количество способов закупок: их станет меньше;
  • будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
  • полностью исчезнет закупочная документация;
  • появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
  • начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
  • обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
  • заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
  • и многое другое.

Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

  • обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
  • сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.

Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

  • закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

  • будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.

В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.

Что изменилось с 01.07.2020

Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

  • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
  • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
  • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2021 года снизился с 5 до 0,5%.

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2021 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Читайте также:  Выход на пенсию рожденным в 1964 году женщинам

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Сколько нужно заплатить за участие в тендере?

Обычно в качестве задатка требуется внести 5% от стоимости контракта – именно таким образом определяется размер обеспечения заявки. Однако следует понимать, что каждый заказчик устанавливает свои правила для участия в аукционе, в том числе и размер обеспечения, который в некоторых случаях может быть уменьшен. В любом случае указанная сумма выступает в качестве своеобразной гарантии серьезного и добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

Участнику тендера предлагается выбор: он может внести деньги как обеспечение контракта по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 из собственного бюджета или взять на эти цели специальный кредит.

Такое решение предлагается в связи с тем, что организация далеко не всегда имеет возможность использовать собственные средства, особенно в том случае, когда речь идет о крупном контракте. Поэтому гораздо чаще предприятие выбирает второй вариант и обращается в банковские и кредитные организации для того, чтобы взять заем для обеспечения заявки в тендере. В этом случае срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять от двух месяцев с момента регистрации заявки. Данный вид кредита отличается от аналогичных упрощенной процедурой и быстротой оформления.

Обеспечение по гарантийным обязательствам, антидемпинговые меры 44-ФЗ

Это новая норма в рамках 44-ФЗ, что была введена в 2019 году. Размер обеспечения гарантийных обязательств для Поставщика составляет до 10% от НМЦК (начальной максимальной цены контракта) и не зависит от дополнительных значений цены НМЦК (не варьируется, как обеспечение исполнения контракта в зависимости от того, превосходит ли НМЦК 5 млн. руб., 20 млн. руб. и т.д.).

  • Заказчик должен установить требование по обеспечению гарантийных обязательств в случае если установлены гарантийные обязательства в проекте контракта и в техническом задании.
  • Важным моментом остается то, что в гарантийное обязательство включается гарантия качества товаров/работ/услуг, которое у нас установлено в рамках гражданского законодательства, срок и объем гарантий качества, которые прописывают в этих требованиях к продукции (товарам/работам/услугам) в рамках технического задания и сюда входит гарантийное обслуживание, либо постгарантийное обслуживание в зависимости объекта закупки.
  • Важно иметь ввиду, что при закупке машин и оборудования — требования к гарантии являются обязательным условием, и потому требования (в этом случае) к обеспечению гарантийных обязательств должно быть в обязательном порядке установлено в техническом задании и в проекте контракта, по аналогии рекомендуется устанавливать их и в рамках 223-ФЗ.
  • Если в закупке по 44-ФЗ установлены гарантийные обязательства, то в проект контракта заказчик обязан включить условия по их предоставлению.
  • Заказчик должен включать срок по гарантийным обязательствам и размер гарантийных обязательств, если эта информация будет отсутствовать в проекте контракта, то потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) вправе направить запрос на разъяснение закупочной документации для уточнения соответствующих данных.
  • Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться в виде собственных или заемных денежных средств или в виде банковской гарантии.
  • В рамках статьи 96 (44-ФЗ) устанавливается, что действие банковской гарантии должно не менее чем на 1 месяц превышать срок исполнения обязательств по контракту и срок, установленный для обеспечение гарантийных обязательств, но данный срок должен (в обязательном порядке) быть зафиксирован в требованиях к продукции и в проекте контракта.

В качестве примера: В проекте контракта устанавливается гарантийный срок на определенную продукцию, допустим, на 12 месяцев и гарантийный срок исчисляется со дня подписания сторонами акта приемки по поставке товара. Здесь, в обязательном порядке, нужно зафиксировать дату и с какого момента идет исчисление срока.

В 44-ФЗ не установлено обязательство со стороны заказчика о сроках возврата обеспечения гарантийных обязательств. Заказчик обязательно должен установить срок возврата обеспечительных мер в проекте контракта.

Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.

При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.

После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.

Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.

Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.

Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.

При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.

Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.

Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *