Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
Чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике в Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра.
Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?
При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.
Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.
Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Нужен ли техосмотр для страховки ОСАГО 2022
Владельцы автомобилей категории «B» освобождаются от необходимости прохождения ТО, если машине не исполнилось 3 года. При этом важно не путать срок эксплуатации и время, прошедшее со дня выпуска. Например, если ТС было выпущено в 2017 году, то для 2022 нужно обязательно отправлять его на техосмотр, даже если оно использовалось 2022.
Как правило, для того, чтобы страховка была выдана, прохождение ТО является обязательным мероприятием для получения страхового полиса в ОСАГО: это гарантирует выплату средств хозяину машины в случае аварии. Для нового ТС не нужно предоставлять страховщикам письменное подтверждение осуществленного техосмотра.
Спустя 3 года с момента производства машины владелец предоставляет компании результаты техосмотра и оформляет страховку.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Как оформить диагностическую карту для ОСАГО
Процесс оформления диагностической карты достаточно прост. Важно лишь заранее выбрать станцию технического обслуживания, где будет осуществляться процесс проверки автомобиля на пригодность к использованию на дорогах.
Сам процесс таковой полностью осуществляется мастером. Но владельцу транспортного средства лучше всего разобраться с некоторыми важными нюансами по этому поводу.
В первую очередь — ознакомиться с основными вопросами по этому поводу.
К таковым базовым изучить которые нужно будет в первую очередь, относятся следующие:
- необходимы условия;
- как пройти осмотр;
- сколько будет стоить;
- срок действия;
- алгоритм действий;
- можно ли обойтись без нее;
- важные аспекты;
- чем регулируется.
Можно ли получить ОСАГО без диагностической карты
Получение ОСАГО без диагностической карты действительно является возможной процедурой. Причем способы могут быть как законными, так и нелегальными.
Самый распространенный способ, который не принесет проблем в будущем, заключается в том, что страховая компания может оформить ОСАГО с последующим обязательством получения ДК. В полис вносится вся информация, кроме подписи аккредитованного оператора СТО. Водителю остается только пройти техосмотр после получения полиса.
Если же собственник ТС не прошел осмотр в указанной организации, страховая фирма может отказать в предоставлении компенсации при наступлении дорожно-транспортного происшествия. Однако в действующем законодательстве существует изъян: в правилах ОСАГО не указано, что при отсутствии диагностической карты выплаты при аварии не полагаются.
В текущем году некоторые страховые компании все же оформляют полис ОСАГО без технического осмотра с целью получения прибыли от заключения сделки. К компаниям не применяются никакие санкции при подобном действии. Автомобилисту же такой нелегальный способ может принести немало проблем при наступлении страхового случая.
При отсутствии в ОСАГО сведений о техосмотре автомобилист может рассчитывать на какие-либо выплаты со стороны компании только при судебном разбирательстве. Однако выиграть дело без помощи профессионального юриста довольно трудно.
Таким образом, диагностическая карта при оформлении ОСАГО в большинстве случаев действительно является обязательным документом. Только владельцы новых автомобилей могут законно получить полис страхования без ДК. В остальных случаях стоит не обходить правила и пройти техосмотр, чтобы избежать проблем при наступлении страхового случая.
Как выглядит диагностическая карта автомобиля?
Карта состоит из лицевой и оборотной стороны, и каждую из них нужно заполнить. На лицевой стороне указывается регистрационный номер карты и дата подготовки документа. Эти данные нужны после осмотра автомобиля при заполнении заявления на онлайн страхование ОСАГО и обычное.
Выглядит карта как бланк формата А4 с графами и таблицами. Изучив ее, вы сможете сделать вывод о техническом состоянии автомобиля, а также о том какие недостатки у него были и когда они устранены.
В диагностической карте содержатся:
- данные оператора ТО;
- регистрационный знак;
- VIN автомобиля;
- серия и номер свидетельства о госрегистрации или ПТС.
Обязательно делается отметка о том первичная ли это или повторная проверка.
Далее следуют три колонки с параметрами и требованиями, предъявляемыми к нормальному автомобилю. Всего существует 65 параметров, которым должен соответствовать транспорт. К ним относятся, например, исправность тормозов, наличие регистрационных знаков на нужном месте и многие другие требования. Никаких завышенных требований в этой колонке нет: только стандартные условия нормальной эксплуатации машины.
Результаты диагностики автомобиля указываются на обратной стороне карты, где фиксируются невыполненные требования, т.е. то, что нужно срочно устранить и пройти заново. Подписывается карта техническим экспертом. Обязательно ставится также печать оператора ТО.
Все вопросы, связанные со страхованием и техосмотром автомобиля, регулируются положениями ФЗ №170. Каждый владелец машины должен знать, по каким правилам проводится ТО. К основным правилам данного процесса относится:
- выбирать для прохождения техосмотра необходимо только специальные СТО, оснащенные необходимым оборудованием и обладающие разрешением на этот вид деятельности;
- выдается по результатам данного процесса диагностическая карта, представленная документом в формате А4;
- в карту включается специальная таблица, содержащая сведения о машине;
- в конце имеется техническое заключение, на основании которого понятно, можно ли далее пользоваться автомобилем по назначению;
- заверяется карта подписью эксперта, занимавшегося осмотром;
- формируется документация в двух экземплярах, а также обязательно делается электронная версия, обладающая индивидуальным номером.
Если гражданин имеет новую машину, которой еще нет трех лет, то ему не требуется проходить ТО. Через три года придется выполнять данный процесс раз в два года.
Техосмотр и страховка являются обязательными элементами для любого автовладельца. ТО необходимо проходить в разных ситуациях. К ним относится:
- у водителя появляются сомнения в идеальном состоянии автомобиля, поэтому он хочет выявить все проблемы в машине, так как после проверки можно увидеть в заключении, какие требуется устранить неисправности, чтобы продолжать безопасную эксплуатацию ТС;
- техосмотр и страховка являются взаимозависимыми элементами, поэтому если требуется купить полис ОСАГО, то придется заранее получить диагностическую карту, причем это необходимо для автомобилей, возраст которых превышает три года;
- планируется поездка на личной машине в другое государство, причем использование авто в другой стране без диагностической карты считается серьезным правонарушением, за которое приходится уплачивать достаточно существенный штраф, поэтому необходимо заранее позаботиться о получении диагностической карты;
- после ДТП часто страховые компании требуют от водителя предъявления диагностической карты, чтобы убедиться, что дорожное происшествие не связано с тем, что машина находилась в неисправном состоянии.
Если участник ДТП действительно не имеет диагностической карты, хотя его автомобиль старше трех лет, то это становится основанием для отказа в перечислении компенсации.
Каждый автовладельцу в определенный период времени задумывается о том, как сделать страховку и техосмотр. Все владельцы машин должны учитывать следующие особенности:
- собственники легковых автомобилей обязаны покупать каждые два года диагностическую карту после того, как машине исполнится три года;
- если у гражданина отсутствует действующая карта, то не получится приобрести полис ОСАГО;
- если во время ТО обнаруживаются разные неисправности, то автовладелец должен заняться их оперативным исправлением;
- сведения о наличии диагностической карты вносятся в специальную электронную систему, поэтому документ в бумажном виде может не находиться постоянно в машине;
- наиболее выгодно обращаться за ТО и покупкой полиса ОСАГО в одну компанию.
Страховые фирмы требуют наличия диагностической карты даже при оформлении полиса КАСКО. Поэтому отказаться от приобретения данного документа невозможно.
Нужна ли диагностическая карта для ОСАГО в 2021 году
Диагностическая карта – документ, который подтверждает, что автомобиль имеет надлежащее техническое состояние. Ввиду изменений в автомобильном законодательстве в 2011 году она стала заменой талону техосмотра. На вид они сильно отличаются.
Талон техосмотра выглядел как зеленая карточка, на обе стороны которой нанесена соответствующая информация обо всех необходимых степенях защиты: голограмма, уникальный номер, скрытая маркировка, особая микроструктура.
Карта же представляет собой лист формата А4. Он включает в себя информацию о техническом состоянии автомобиля. В документе содержится 65 информационных блоков, которые содержат данные о тех системах машины, которые обеспечивают ее безопасную эксплуатацию. То есть, этот документ подтверждает, что на машине можно безопасно ездить.
Утвержденного внешнего вида у карты нет – он зависит от выдавшей его организации. Законодательством регулируется только наличие указанных 65 блоков.
В большинстве случаев получить полис при отсутствии диагностической карты нельзя. Если этого документа нет, сотрудники ГИБДД могут признать полис ОСАГО фальшивым. Карты вносятся в базу данных ЕАИСТО. Информация о них хранится там в течение пяти лет.
Тем не менее, в некоторых ситуациях карта не нужна. Это касается покупки новой машины и автомобиля, с момента выпуска которого не прошло трех лет. Если возраст машины больше, без диагностической карты не обойтись.
Для определения возраста автомобиля владельцу нужно предоставить страховщику паспорт транспортного средства. В соответствии с законодательством именно этот документ, а не дата фактического изготовления машины, должен использоваться для расчета полных лет транспорта.
Диагностическую карту выдают в двух экземплярах. Один выдается владельцу автомобиля на руки, другой остается на ПТО. Документ обязательно должен включать подпись и печать эксперта, который проводил оценку транспортного средства. Кроме того на карте должен быть уникальный номер из 21 цифр. Именно он и вносится в базу ЕАИСТО.
Нужна ли диагностическая карта при оформлении ОСАГО и срок её действия
Согласно закону каждый водитель должен предоставлять транспортное средство на технический осмотр. При этом осмотру подлежат не все транспортные средства. Рассмотрим, когда нужна карта для оформления как обычного, так и электронного договора ОСАГО.
Срок действия карты для физического гражданина, который использует машину в личных целях:
Новые ТС | Что касается новых транспортных средств, которые покупаются в салоне, то им можно проходить осмотр только спустя 3 года с момента выпуска ТС. К примеру, год выпуска машины 2020 год. Пройти проверку собственник обязан только в 2020 году. При этом если машина будет куплена в салоне в 2020 году, то все равно проходится в 2020 году. Важно понимать, что отсчет происходит не с момента приобретения, а с года выпуска. |
Старше трех лет | Как только с момента выпуска пройдет 3 года, по итогам прохождения выдается бланк, который действует 2 года. |
Старше 5 лет | Владельцы обязаны предоставить на осмотр, по итогам которого выдается документ также на 2 года. |
Старше 7 лет | Автомобили старше 7 должны проходить проверку каждый год, согласно требованиям единого закона. |
Что касается юридических граждан и водителей, которые используют транспорт для перевозки людей, то они обязаны оформлять документ каждые 6 месяцев.
Технический осмотр транспортного средства – это проверка исправности и безопасности агрегатов автомобиля, а также соответствие их состояния Приложению №1 Правил проведения ТО.
Если до 2012 года контроль исправности авто был однообразен и с 90-х годов не претерпевал никаких изменений, то с этого периода техосмотр механизмов проходит с нововведениями. В частности, исправное техническое состояние авто теперь подтверждается не талоном, а диагностической картой.
Не стоит считать технический осмотр пережитком советского прошлого. Аналогичные требования к транспортным средствам выдвигаются и за рубежом. При пересечении границы любой водитель обязан предъявить действующую диагностическую карту. Без нее автолюбителя вернут в страну прибытия.
Кроме того, доказать исправности машины без подтверждающего документа крайне сложно – водитель транспортного средства рискует быть признанным виновником дорожного происшествия.