Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обращение к суду в административном процессе КОАП РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Комментарий к ст. 29.7 КоАП РФ
Комментируемая ст. 29.7 КоАП РФ устанавливает порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении, определенный ст. 29.7 КоАП РФ, является единым для всех должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела.
Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении — совокупность последовательных действий, совершаемых судьей, органом или должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Указанные действия состоят из 3-х этапов:
1) подготовка к слушанию дела об административном правонарушении;
2) рассмотрение дела по существу;
3) принятие решения по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 ст. 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
По мнению судов, по смыслу ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ, содержащей перечень процессуальных действий, осуществляемых при рассмотрении дела об административном правонарушении, оглашение материалов дела не является обязательным и делается лишь при необходимости. Несовершение административным органом указанных действий не свидетельствует о допущенных им существенных процессуальных нарушениях, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А11-7425/2011).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 — 5 ст. 29.6 КоАП РФ (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).
Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Особенности обращения в административном арбитражном и уголовном деле
Наиболее ответственным и серьезным считается уголовное разбирательство, когда все нюансы и аспекты невероятно важны. Обычно подобные дела связаны с внушительными наказаниями, вплоть до пожизненного лишения свободы виновника. Каждое судебное производство проводится в соответствии с действующими нормами РФ. Порядок и качество выступления со стороны всех участников действа допустимо изменять, но лишь при условии одобрения судьи.
Обращение прокурора, защитника или обвиняемого к служителям закона должны выполняться в общем порядке. Аналогичные требования и при подаче письменных заявлений, в том числе и ходатайств. Излишняя любезность, вытекающая за пределы стандартного выражения «Ваша честь» может быть неправильно трактована.
Арбитражные дела также требуют соблюдения некоторых этических норм и порядка, а также статьи 154 АПК РФ. В настоящее время, каких — то специальных обязанностей участников процесса законом не предусмотрено, однако здравый смысл и уважение всегда должны присутствовать. Разумеется, упрощенных, дружеских форм обращений не приветствуется. Желательно использовать универсальные, общие, дежурные фразы, например «Уважаемый суд» которые будут правильно поняты в процессе каждым его участником.
Дела по КоАП РФ несколько отличаются от гражданских, арбитражных и уголовных разбирательств. В данном случае специального порядка обращения к служителям закона со стороны других присутствующих в зале заседания нет. Выражения «Ваша честь», «Уважаемый председатель» и т.п., не могут считаться нарушением и не признаются невежеством. Адвокат всегда обязан придерживаться профессиональной этики при представлении интересов своего клиента по любому процессу.
Начиная с 15 сентября 2015 года, в КАСРФ были внесены некоторые изменения, касающиеся судебной этики. Интересно, что обращение к служителю закона и в уголовных, и в административных делах должно быть одинаковым и начинаться со слов «Ваша честь», к суду «Уважаемый суд». Когда участник производства направляет в адрес соответствующего органа заявление или ходатайство, то соответствующий текст относится к органу, проводящему рассмотрение по конкретному вопросу, а не к председателю.
Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.
При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).
Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!
По этой услуге подключено 164 компаний
Начать подбор в несколько кликов >
Как проходит суд по административному правонарушению
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
Возбуждение дела об административном правонарушении
Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства по таким делам. На этой стадии решаются вопросы, связанные с наличием события административного правонарушения, фиксируются обстоятельства, относящиеся к данному правонарушению, дается первоначальная оценка противоправного действия, определяется подведомственность (подсудность) рассмотрения дела и т.д.
Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, сообщения физических и юридических лиц; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, указывающие на наличие события административного правонарушения; принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
Порядок рассмотрения дел об оспаривании действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц в судах общей юрисдикции также урегулирован в гражданско-процессуальном законодательстве.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. 24—27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (ст. 254 ГПК РФ).
Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
Производство по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение прекращается при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ. Орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по нему с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Существуют обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Административные ходатайства — виды и сроки рассмотрения
Административным ходатайством можно назвать прошение, заявленное:
- в рамках административного процесса, регулируемого положениями Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС РФ);
- в рамках дел, вытекающих из правонарушений, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Правом на подачу ходатайства обладают лица, участвующие в деле (ст. 45 КАС РФ, ст. 24.4 КоАП). При этом в КАС РФ отдельной нормы, определяющей понятие ходатайства и устанавливающей его форму, нет. Анализ же ряда норм позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях ходатайствовать можно только в письменной форме (например, по ст. 61 или 112 КАС РФ). Иные нормы дают право заявить ходатайство и в устной форме (к примеру, п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС РФ) либо внести свое заявление в другой процессуальный документ (например, исковое заявление, согласно ст. 125 КАС РФ).
КоАП более последователен в этом вопросе и содержит отдельную норму, посвященную ходатайствам. В ст. 24.4 определено, что ходатайство должно заявляться в письменной форме.
Срок рассмотрения ходатайства по административному делу также зависит от категории процесса и вида прошения.
- КАС РФ единого срока для рассмотрения ходатайств не устанавливает. Из анализа же нормы, посвященной порядку рассмотрения ходатайств (ст. 154 КАС РФ), а также иных положений КАС, регулирующих порядок подачи различных видов ходатайств в административном процессе, можно сделать вывод, что они должны рассматриваться немедленно, то есть в максимально быстрый срок с точки зрения разумности.
- В КоАП положение о немедленном рассмотрении ходатайств закреплено в п. 2 ст. 24.4.
- Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
- Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
- Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
- Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ настоящего Кодекса;
- оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
- В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Особенности административного судопроизводства
Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.Важно!
При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.
Как обращаться к судье в арбитражном суде
Когда участник процесса отвечает на вопрос суда, он обязательно встает. Сам по себе порядок проведения гражданского процесса четко нормирован.
Когда участник процесса хочет что-то сказать, он обязан встать и обратиться к судьям со словами «Уважаемый суд!». Следует отметить, что порядок в судебном заседании, а также правила обращения к судьбе прописаны в арбитражном процессуальном кодексе. Также нужно сказать о том, что все, без исключения участники, обращаются к суду стоя, со словами «Уважаемый суд».
Судебная этика очень важный момент, соблюдение данной этики прописано в законах, соответственно, участники процесса должны себя вести правильно, отвечать на поставленные вопросы, действовать в рамках установленных правил. Самый сложный судебный процесс – уголовный. В данном случае судьи рассматривают дела, которые требуют достаточно серьезного наказания.
Сам по себе процесс судебного разбирательства также четко нормирован, но в тоже время порядок выступления участников может быть изменен, но только при разрешении судьи. Что же касается обращения участников процесса к судье, то регламент судебного заседания указывает, что участники судебного разбирательства, которые находятся в зале заседания суда, обязаны обращаться к судьям со словами «Уважаемый суд» или же «Ваша честь». На текущий момент времени еще не проработан закон, который бы четко указывал на то, как обращаться к судьям в процессе судебного разбирательства.
Конечно же, чисто теоретически каждый участник понимает, что обращение типа «эй ты» в данном случае, неуместно.
Можно использовать традиционное «Уважаемый суд», такое обращение по праву можно считать универсальным.
- Участники отвечают на вопросы судьи, выступают в четко установленном порядке;
- Участников процесса ни в коем случае не следует перебивать;
- Обращение к судье непременно должно быть уважительным, при обращении участник процесса обязан встать.
- Задавать вопросы судье – нельзя;
Если Вам требуется Адвокат — воспользуйтесь предложенной ссылкой.
Кто поможет в регистрации ИП Кто такой индивидуальный предприниматель?
Какими качествами должен обладать человек, решивший заняться такого рода деятельностью?