Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о внеплановой проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если нарушение санитарных норм или прав потребителей не несёт угрозы жизни, безопасности и здоровью людей, на первый раз предприниматель может обойтись предупреждением. Роспотребнадзор укажет в предписании, что нужно исправить, и не будет штрафовать.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Нарушения при проведении внеплановой проверки
Поскольку не все уполномоченные лица, осуществляющие внеплановые проверки, могут иметь хороший опыт в их проведении или не всегда трактуют закон правильно, то со стороны проверяющих могут быть допущены нарушения. Такими нарушениями могут быть:
- не уведомление в установленный срок о проведении внеплановой проверки
- не предъявление удостоверений и иных документов, связанных с проверкой руководителю организации, ИП
- затребование документов, которые не относятся к предмету проверки
- нарушение сроков проведения проверки
- нарушение сроков составления и предъявления акта по результатам проверки
- иные нарушения
Уведомление о проведении внеплановой проверки
О проведении внеплановой выездной проверки медицинская и (или) фармацевтическая организации уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом*, за исключением описанных ниже случаев.
В случае, если основанием для проведении проверки послужило обращение граждан о нарушение прав потребителей или поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то уведомление медицинской и (или) фармацевтической организаций производится менее чем за 24 часа до начала проведения проверки.
В случае, если в результате медицинской и (или) фармацевтической организаций причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется вовсе.
Обжалование итогов проверки
Медицинская организация имеет право обжаловать в административном (досудебном) порядке документы, относящиеся к результатам проверки (акт проверки и (или) предписание об устранении нарушений), в судебном порядке могут быть обжалованы действия (бездействия) лиц, проводивших проверку, постановления о привлечении к административной ответственности. Заявления об обжаловании действия (бездействия) лиц, проводивших проверку подается в Арбитражный суд и рассматривается по общим правилам искового производства.
Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором
Итак, внеплановая проверка может быть:
- Документарной: требуется предоставление в адрес РПН официальных документов, подтверждающих соблюдение предприятием действующего законодательства и необоснованность зарегистрированных претензий.
- Выездной: сотрудники РПН сами все выявляют на месте.
ВАЖНО: срок проведения внеплановой проверки любого типа не может превышать 20 календарных дней.
В штатном режиме все начинается именно с документарной проверки. Во время ее инициации инспектор имеет право запрашивать строго определенный перечень документов. Закон запрещает требовать от ответственных лиц предприятия официальные бумаги, не относящиеся к сути дела.
ПРИМЕР: в случае осуществления проверки соответствия технологии производственного контроля заданным стандартам и требованиям сотрудник РПН не может потребовать заключения о прохождении планового медосмотра персоналом фирмы. В соответствии с приказом РПН №302Н на подобный запрос обязано отвечать исключительно медицинское учреждение, а не предприятие-работодатель.
Предоставлять документы в РПН можно как в виде простых (нотариально не заверенных копий), так и в виде скан-копий посредством электронной почты.
Выездная же проверка осуществляется в случае, если:
- после проведения документарной проверки в ведомство продолжат поступать заявления о нарушениях;
- после формального устранения нарушений, выявленных в период проведения документарной проверки (в 10-дневный срок после направления официального уведомления об этом со стороны РПН), у сотрудников ведомства останутся обоснованные сомнения в том, что все ошибки или противоречия действительно устранены.
Исчисление срока направления уведомления о проведении проверки
На основании статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Например, медицинская (фармацевтическая) организация получила в среду 20 числа уведомление о проведении плановой проверки. Течение 3-х дневного срока предварительного уведомления о проведении проверки начинается на следующий день, а именно с 21 числа. Таким образом, плановая проверка сможет законно начаться не ранее 24 числа. Если данная дата приходится на выходные и (или) праздничные дни, то она автоматически переносится на первый рабочий день. Например, если упомянутое выше 24 число, пришлось на воскресенье, то проверка сможет начаться не раньше понедельника 25 числа.
Статья 9. Организация и проведение плановой проверки
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) » Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР), МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ » Статья 9. Организация и проведение плановой проверки
1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
1.1. В случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля (надзора), отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.
1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.
2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Внеплановая проверка трудовой инспекции
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст. 360 ТК РФ.
- сведения о нарушении требований ТК, поступившие от граждан, должностных лиц органов власти и местного самоуправления, профсоюзов, СМИ;
- жалоба работника о нарушении его прав со стороны администрации;
- заявление о проверке вредных (опасных) условий труда на рабочем месте;
- истечение срока предписания, установленного для исправления нарушения.
При наличии основания, согласование внеплановой проверки с прокуратурой не обязательно, достаточно отправить уведомление о ее проведении.
Инспектор труда может предъявить администрации предписание с требованием:
- восстановить нарушенные права работника;
- об устранении выявленных нарушений;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности;
- об отстранении виновных лиц от должности.
Выданные предписания обязальны к исполнению. Однако нарушение закона должно быть явным, а вмешательство — соразмерным. Статья 358 ТК прямо указывает, что инспектор обязан действовать соблюдать законные интересы работодателей, хранить служебную, коммерческую тайну. Когда проводится внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника, то его имя не разглашается, если он попросил об этом в своем заявлении.
Кроме того, законом допускается внеплановая проверка прокуратуры, основанием для которой служат поступившие материалы и обращения. В этом случае закон прямо запрещает предварительное уведомление работодателя.
Преимущества новых правил поверки счетчиков
Введение электронного документооборота позволяет упростить процедуру поверки для потребителя, но не только. Также в этом случае исключаются возможности для применения различных мошеннических схем и, кроме того, при необходимости, процедура сверки данных не представляет проблем и осуществляется в оперативном режиме. Но, обязательно нужно знать, что требования к проверяющим остаются прежними, то есть: они должны предоставить официальный документ, подтверждающий их личность и полномочия. Также надо обращать внимание и на поведение специалистов: их действия должны быть четкими и понятными потребителю, задаваемые вопросы не должны выходить за рамки их компетенции, а также – они не имеют права требовать дополнительную оплату. Важно помнить и о своей личной безопасности. Поэтому не рекомендуется принимать проверяющих в одиночку, предпочтительнее привлечь для этого близких родственников, соседей. Особенно этот совет важен для одиноких пожилых людей.
Штрафы по результатам проверки
Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.
Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).
Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.
Внеплановые проверки работодателей
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Такой вид проверок проводится при наличии обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение правил безопасности, а также если не были устранены во время замечания предыдущих проверок. Еще одним основанием могут быть обращения граждан или требование прокуратуры.
Для осуществления документарной проверки необходимо направить определенный перечень документов по месту нахождения проверяющего органа.
Выездная проверка проводится в том случае, если в ходе изучения документов не представляется возможным составить полного представления.
Уведомление о внеплановой проверке направляется не позднее, чем за 24 часа. Если в основании лежат факты, представляющие какую либо угрозу вреда жизни и здоровью, то уведомление не будет сделано.
Ограничения операций по счетам
Приостановление операций по счетам может происходить по различным основаниям.
Комитет государственного контроля, включая систему органов финансовых расследований, обладает таким полномочием:
— для обеспечения взыскания штрафов, налагаемых КГК;
— при непредставлении в органы КГК лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, других документов в установленный срок или представление документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности индивидуального предпринимателя, начислении и уплате налогов, об осуществлении внешнеторговой деятельности;
— при отказе в допуске работников КГК к проверке;
— в случае обнаружения фактов сокрытия доходов;
— при отсутствии предусмотренных законодательством документов о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Налоговая инспекция может принять решение о приостановлении операций по счетам, если индивидуальный предприниматель
— не исполняет обязательства по уплате налогов, пеней;
— не предоставляет налоговую декларацию;
— не предоставляет для проверки документы бухгалтерского и налогового учёта;
— получил на свой счёт денежные средства, равные или превышающие 5000 базовых величин, и не может предоставить сведения о предпринимательской деятельности, в результате которой такие средства поступили.
Налоговая не будет приостанавливать операции по благотворительным, специальным, корреспондентским счетам, счетам по учёту бюджетных средств и счетам для расчётов в форме аккредитивов за счёт госбюджетов.
Приостановление текущих операций также могут устанавливать таможенные органы, Министерство финансов и его органы, отделы управлений ФСЗН.
Обрати внимание, что неправомерное ограничение операций по счетам не является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором) для твоих коммерческих взаимоотношений с контрагентами.
Ограничения нужно отличать от наложения ареста на счёт, который в рамках уголовного разбирательства могут налагать прокуроры и их заместители, органы уголовного преследования, суды.