Пояснительная записка изменение остатков средств на счетах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснительная записка изменение остатков средств на счетах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В Примере оформления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенном Минфином, раздел НМА представлен в виде 5-ти таблиц, первые 3 из которых относятся к НМА, четвертая – к НИОКР, последняя – к затратам на приобретение НМА и выполнение НИОКР.

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)

Составляя баланс (ф. 0305730), следует обратить внимание на следующие моменты (п. 9 Письма № 02-06-07/97427):

  • показатель по счету 0 210 06 000 отражается в положительном значении в строке 480 разд. 3 баланса (ф. 0503730) в размере балансовой стоимости особо ценного имущества (недвижимого, в том числе земельных участков, и особо ценного движимого имущества, в отношении которого законодательством установлены ограничения по распоряжению им бюджетными (автономными) учреждениями), соответствующего критериям актива, признаваемого на балансовых счетах бухгалтерского учета;

  • информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатков средств на лицевом счете (в кассе) учреждения, сформировавшихся на отчетную дату, приводится в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760). В случае если до представления отчетности учреждением указанные расчеты не завершены, в пояснительной записке раскрывается информация о планируемых мероприятиях (сроках и суммах) по завершению расчетов.

Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766)

Форма содержит данные о результатах исполнения учреждением (обособленным подразделением) плана финансово-хозяйственной деятельности. В графе 4 формы указываются коды целей, присвоенные при предоставлении целевых субсидий. Коды установлены в приложении 2 к порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 226н.

В случае если у учреждения в отчетном периоде исполнение плановых назначений составило менее 95% от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности, в разд. 1 «Доходы учреждения» и 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» сведений (ф. 0503766) отражаются детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию на отчетную дату составило менее 95% от годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом показатели графы 8 разд. 1 и 3 не приводятся. При необходимости пояснения делаются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) (п. 13.1 Письма № 02-06-07/97427).

В чём разница между пояснительной запиской и пояснениями к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Такой вывод можно сделать на основании информации, содержащейся в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, а также в письмах Минфина от 23 мая 2013 года № 03-02-07/2/18285 и от 9 января 2013 года № 07-02-18/01. Как правило, этот документ содержит информацию, сопутствующую бухгалтерской отчётности. Обычно эта информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах. Налогоплательщик представляет в ФНС такую информацию, если считает её полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В пояснительной записке обычно раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация на усмотрение организации.

Пояснительная записка должна быть составлена так, чтобы было ясно, что информация из неё не входит в состав бухгалтерской отчётности. Для этого нужно соблюдать следующие правила при оформлении бухотчётности и записки:

  • в бухгалтерской отчётности не должно быть ссылок на данную информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчётности;
  • информация в пояснительной записке должна быть обособлена от бухгалтерской отчётности.
Читайте также:  Льготы опекунам недееспособных граждан

Таблица № 1. Сведения о методах оценки активов и обязательств

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности в Таблице № 1 следует охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.

В таблице необходимо представить сведения обо всех видах объектов, которые учитывались в учреждении в течение отчетного периода, а также о методах их оценки и моментах отражения в учете.

При заполнении таблицы следует руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2004 № 70н.

Таблица является информационной и не подлежит своду (консолидации).

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых — контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

Таблица № 6. Сведения о проведении инвентаризации

В Таблице № 6 следует отразить информацию обо всех инвентаризациях, проведенных в учреждении за отчетный период. В пункте 109 Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н (в редакции приказа от 11.11.2005 № 137н) говорится о том, что сведения об инвентаризации приводятся только по итогам года. Тем не менее, на Всероссийском совещании-практикуме «Формирование бюджетной отчетности», проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, было отмечено, что в Таблице № 6 следует отразить также информацию обо всех инвентаризациях за отчетный год, проводимых в обязательном порядке в соответствии с п. 2 статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пример составления записки по оборотным активам

  1. Раздел «Оборотные активы».

2.1. Основная категория запасов на балансе общества — сырье и материалы.

По состоянию на конец отчетного года определена балансовая стоимость:

  • необработанного сырья — 300 тыс. руб.;
  • материалов, переданных в переработку — 700 тыс. руб.;
  • запчастей — 200 тыс. руб.;
  • топлива — 400 тыс. руб.;
  • тары — 10 тыс. руб.

2.2. Расходы общества на незавершенное производство совершены:

  • в рамках основного производства — на сумму 2 млн руб.;
  • в рамках вспомогательного производства — на сумму 700 тыс. руб.;
  • в рамках обслуживающих подразделений — на сумму 200 тыс. руб.

2.3. В составе товаров на балансе числятся:

  • товары на складе стоимостью 500 тыс. руб., в т.ч.
      • мелкая бытовая техника – 300 тыс. руб.;
      • электроника – 150 тыс. руб.;
      • аксессуары для электроники – 50 тыс. руб.
  • отгруженные товары стоимостью 200 тыс. руб.

Начислен резерв на обесценение готовых товаров в сумме 20 тыс. руб.

2.4. Обществом учтен НДС по приобретенным ценностям в виде:

  • основных средств — на сумму 70 тыс. руб.;
  • материально-производственных запасов — на сумму 200 тыс. руб.;
  • работ и услуг — на сумму 300 тыс. руб.

В отчетном году общество заявляла к вычету соответствующий НДС, поскольку не были подготовлены необходимые документы.

2.5. Общество имеет дебиторскую задолженность:

  • покупателей — на сумму 2 млн руб.;
  • в виде выданных авансов — на сумму 500 тыс. руб.;
  • государственных органов — на сумму 1 500 тыс. руб.

По состоянию на конец отчетного года начислен резерв по сомнительным долгам на сумму 300 тыс. руб.

Особенности составления

Формирование расчетно-пояснительной записки к бюджету определяется следующими правилами:

  1. Формирование бюджета и составление пояснительной записки к нему осуществляется исключительно на основании действующего законодательства соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный).
  2. Расчет налоговых доходов осуществляется на основании действующих налоговых ставок, порядка определения налогооблагаемой базы и льгот. Допустимо применение корректирующих коэффициентов.
  3. Расчеты к обоснованиям доходов и расходов раскрываются в динамике изменений по годам, на которые планируется бюджет (текущий год и плановые периоды).
  4. При изменении бюджетных ассигнований требуется расшифровка факторов, повлиявших на увеличение или уменьшение показателей.
  5. При формировании расходов на капитальное строительство, ремонт или модернизацию рекомендуется использовать данные пояснительных записок к сметной документации и прогнозных расчетов.
Читайте также:  Пристав вернул исполнительный лист за невозможностью взыскания банку

Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета

Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.

В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.

Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности

В соответствии с п.1 ст.13 Закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Обратите внимание:В соответствии с п.3 ст.4 Закона №129-ФЗ, организации, перешедшие на УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации, находящиеся на УСНО, должны вести учет ОС и НМА в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.28 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм и в виде пояснительной записки.

Пояснительная записка входит в состав бухгалтерской отчетности в соответствии с п.2 ст.13 Закона 129-ФЗ, наряду с бухгалтерским балансом и другими формами бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка в Налоговую службу

Приказ № 43н от 6 июля 1999 г. Министерства финансов Российской Федерации регламентирует порядок сдачи . Согласно документу готовится пояснительная записка. В ней содержатся сведения о финансовой деятельности учреждения.

К отчетным данным.

Главная цель составления пояснительной записки – расшифровка показателей бухгалтерской отчетности, в частности – бухгалтерского баланса (форма 1). Грамотно составленная пояснительная записка расположит проверяющих к вашей компании, значительно облегчит сдачу баланса и снизит вероятность внеочередной налоговой проверки.

Кто не предоставляет пояснительную записку?

Не обязаны составлять документ некоммерческие организации и объединения, у которых отсутствует коммерческая деятельность. Однако если в каком-то периоде ими все же была получена прибыль от какой-либо побочной деятельности – пояснительную записку предоставить придется. Примером такой деятельности может стать продажа выбывшего оборудования. Если оно было просто списано – это не будет считаться коммерческим оборотом.

Индивидуальные предприниматели могут не утруждать себя составлением пояснительной записки. К тому же, они вообще не представляют бухгалтерского баланса. Предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, составляют документ в упрощенном варианте.

Стоит помнить, что, если в компании за прошедший год случилось что-то важное или значительное – изменился вид деятельности, был получен большой долговременный кредит, стихийным бедствием бы причинен существенный ущерб, то эти события обязательно должны быть отражены в пояснительной записке.

Как правильно составить пояснительную записку?

Форма документа не регламентирована, то есть каждый налогоплательщик составляет его на свое усмотрение. Однако ПБУ предъявляют строгие требования к тому, что должно содержаться в пояснительной записке.

Документ должен включать:

Краткую сводку о текущей деятельности компании. Любые качественные изменения в имуществе или финансах (взят большой кредит, приобретен большой пакет акций другой компании), которые повлияли на показатели предприятия – это также нужно отразить. Тут же стоит объяснить причины произошедшего (расширение рынка, необходимость в дополнительном финансировании). Факторы, которые сильно воздействовали на изменение финансового состояния компании. Управленческие решения, принятые по итогам отчетного периода. Изменения, произошедшие в системе распределения финансового результата.

Читайте также:  Увольнение стажера по собственному желанию отработка 2 недели

Основные разделы пояснительной записки

Общие сведения

Расскажите о своей компании: форма собственности, название, численность, система управления и учредители. Если получены лицензии – укажите, какие и в каких областях. В конце раздела стоит привести данные об уплаченных за период налогах.

Изменения в учете

Тут приводятся все изменения в учетной политике. Этот раздел стоит заполнить, если вы установили для себя нестандартную схему расчетов какого-либо показателя. Также нужно обосновать, почему именно ваша схема более точно отражает состояние компании.

Активы и обязательства

В этом разделе стоит подробно расписать каждый блок – по основным средствам, нематериальным активам, запасам, займам и кредитам, валютным обязательствам. Для таких активов, как основные средства и НМА, обязательно раскройте информацию об амортизации и уценке. По кредитам стоит расписать сроки их погашения и возникающие по ним операционные расходы. По валютным обязательствам – курсовые разницы по финансовым результатам.

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию. Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет. Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» — одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Подробнее о разделах документа

Далее перечислены основные разделы, которые могут быть включены в текст записки. Нет необходимости перечислять их все. Нужно выбрать только те пункты, описание которых целесообразно для конкретной организации.

  1. Общие сведения. В этом подзаголовке приводятся данные организации: наименование, форма собственности, учредители, количество работников, управленческая система. При наличии лицензий их также стоит упомянуть. Далее нужно ввести сведения о налоговых взносах за текущий период.
  2. Изменения учетной политики. Здесь будут указаны и раскрыты корректировки, внесенные в систему учета. Помимо этого, потребуется обоснование нововведений.
  3. Активы и обязательства. В этом разделе приводится подробная информация по каждому сегменту, в том числе по основным средствам, материально-производственным запасам, кредитам, вкладам, операциям с иностранной валютой. Касательно нематериальных активов и основных средств указываются данные по амортизации или уценке. Если предприятие берет кредит, прописывают сроки возвращения средств и расходы на уплату процентов. Когда имеются валютные обязательства, уточняется курс.
  4. Структура баланса и движение прибыли. По расчетам в этом разделе дается краткосрочный прогноз финансового развития. Приводится оценка платежеспособности предприятия на данный момент. В конце дается долгосрочный прогноз финансового состояния, учитываются источники доходов и уровень зависимости от сторонних вкладчиков.
  5. Объем доходов и расходов. Этот раздел детализирует денежные потоки организации. Указывается информация об объемах реализованных товаров и услуг. Выделяются расходы на производство, структура резервов. Отдельно оговариваются соглашения, в рамках которых контрагенты возмещают стоимость продукции неденежными средствами.

Информация об организации

Этот раздел носит информационно-описательный характер.

Указывается наименование, а также установленная организационно-правовая форма данной фирмы.

Кроме того, в данном разделе указываются юридический и фактический адреса, сведения об учредителях организации, размера уставного капитала.

Как оплачивается учебный отпуск? Бюджет доходов и расходов, подробное описание.

Указываются также организационная структура организации, а также наличие имеющихся у организации лицензий и разрешений и срок их действия.

Из финансовой информации указывается сумма налогов, которые организация заплатила в указанном году и среднегодовую численность занятых в организации сотрудников.

Также указывается информация об аудиторе компании (наименование, адрес юридический и проч.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *