Приватизация это что такое простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация это что такое простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Какие документы нужны для приватизации квартиры

Точный список документов лучше узнавать в ведомстве, которое занимается приватизацией в вашем городе. Общего федерального списка нет. А в регионах могут просить разные бумаги. Если интересно, сами сравните требования Москвы и Санкт‑Петербурга.

Вот примерный перечень для ориентира:

  1. Заявление о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, которые зарегистрированы с ним в квартире.
  3. Договор социального найма или ордер на приватизируемое жильё.
  4. Бумаги, подтверждающие гражданство.
  5. Письменные согласия на приватизацию или отказы от зарегистрированных в квартире жильцов.
  6. Документы о составе семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей.
  7. Справки, подтверждающие, что право на приватизацию не было использовано. Обычно за документом надо обращаться в местную администрацию.
  8. Согласие родителей или органов опеки, если один из будущих собственников несовершеннолетний.

Этот список может расширяться в зависимости от обстоятельств и требований конкретного ведомства. Тщательно ознакомьтесь с условиями и постарайтесь сразу собрать все нужные документы. Обратите внимание, что у некоторых бумаг может быть срок годности.

Приватизировать квартиру или нет: советы юристов

Когда бесплатная приватизация только началась, она была срочной (до 2004 года). Многие люди приватизировали квартиры «на всякий случай», опасаясь, что позднее будет возможен только их выкуп по рыночной стоимости. Но срок бесплатной приватизации продлевался несколько раз, и, наконец, в 2017 году его отменили совсем (ФЗ № 14).

Это означает, что, прожив определенное количество лет в муниципальном жилье, наниматели могут переоформить его в свою собственность бесплатно, и выкупать квартиры не придется. На сегодняшний день приватизировано почти 80% муниципального жилья в России. Это подавляющее большинство, но все же 20% жильцов, которые еще не приняли решение – это миллионы людей. Для них и предназначены нижеследующие советы.

Кто может приватизировать квартиру?

Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям:

  • Вы имеете российское гражданство;
  • Вы занимаете квартиру по договору социального найма;
  • Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет);
  • Квартира находится в собственности государства.

    Какие документы надо собрать для приватизации

    Какие нужны документы для приватизации жилого помещения? Список необходимых документов достаточно объёмный и, как правило, на сбор полного пакета документов уходит больше всего времени. Если вы собираетесь принять участие в приватизации, то остановитесь на этом этапе более подробно, правильно оформите все необходимые бумаги.

    Так что же вам понадобится? Вот подробный список необходимых бумаг:

    Заявление о приватизации

    Выписка лицевого счета (указать всех проживающих в квартире)

    Документ, который подтверждает, что ранее вы в приватизации участия не принимали

    Оплата госпошлины

    Паспорт всех участников приватизации

    Оформленные выписки из домой книги

    Согласие всех проживающих на приватизацию (оформляется в письменном виде)

    Кадастровый паспорт

    Разрешение органов опеки (для детей)

    Свидетельство о рождении (касается несовершеннолетних)

    Договор соцнайма

    Свидетельства ЗАГСа (о смерти, о браке, о разводе — из ситуации)

    Техпаспорт помещения

    Проблемы проведения приватизации.

    При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

    Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

    Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

    Читайте также:  Переход на летнюю форму одежды МВД 2023 году

    Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

    Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

    Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

    Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

    Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

    Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

    Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

    Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

    Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

    Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

    Отказ от приватизации и право пожизненного проживания

    По желанию, можно оформить отказ от участия в приватизации. Если некоторые жильцы откажутся, другие все равно могут приватизировать недвижимость на себя. Каждый будет владеть своей долей, и дети, в том числе, даже если они не прописаны там, но имеют право проживания. Нотариальный отказ от приватизации обязательно должен быть заверен в соответствующем учреждении.

    Это тоже важно знать:
    Сложно ли приватизировать комнату в общежитии?

    Есть два типа нежелания процесса. Первый – это отказ от приватизации, когда человек сознательно не использует свое право, и из-за этого остальные жильцы также не могут им воспользоваться. Есть отказ от участия в процессе, который делается в пользу других лиц, проживающих в квартире, причем всех в равных долях, а не одного конкретного человека.

    Если вы не решили, надо ли приватизировать квартиру, не забывайте, что проживание в ней не бесплатное и нужно оплачивать социальный найм. Пользоваться жильем вы сможете ровно столько, пока последний член семьи не покинет его. Все, кто покидает недвижимость, лишаются права пользования ей.

    Платная приватизация земельного участка

    В случае если земельный участок не подпадает под действие процедуры упрощенной регистрации прав на него, то его приходится выкупать у государства. Здесь могут быть разные варианты и процедуры, связанные с видом разрешенного использования участка земли. Различной может быть и выкупная цена: она может варьироваться от рыночной, что, конечно же, не очень выгодно, до кадастровой, причем с применением специальных понижающих коэффициентов. Здесь, конечно, не обойтись без консультаций профильных юристов.

    Чтобы не переплачивать при выкупе, важно правильно определить границы участка, т.е провести его межевание, и закрепить документально его размеры. Практика землепользования дает много примеров, когда «в старых» документах числится одна его площадь, а после проведения межевания соседних участков и установки заборов она уменьшается на несколько соток. И дополнить участок до законной площади невозможно (соседи уже задокументировали границы своих участков, и бывшая вашей земля уже стала принадлежать им).

    Читайте также:  Какие льготы положены ветерану труда в Новгородской области в 2023 году

    Нередки и обратные ситуации, когда фактическая площадь выкупаемого участка превышает указанную в имеющихся документах. Это еще раз подчеркивает важность процесса определения фактических размеров выкупаемых земельных участков.

    Приватизация в Москве

    Что такое режим «одного окна» в Москве?

    В Москве прием граждан, которые приватизируют жилье, ведется в режиме «одного окна». Это означает, что для москвичей приватизация жилья носит более упрощенный характер, так как практически все документы будут собраны по запросам без участия гражданина.

    Желающим приватизировать квартиру необходимо обращаться в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах. На прием приходит один из совершеннолетних членов семьи. При этом ему необходимо будет иметь при себе оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет – паспорт, для детей до 14 лет – свидетельство о рождении.

    Граждане, прибывшие на занимаемую площадь после 1 сентября 1991 года, для проверки принципа однократности участия в приватизации должны предоставить:

    — сведения о регистрации по месту жительства (выписку из домовой книги) за период с сентября 1991 года до прибытия на данное место жительства;

    — справку полномочного органа, подтверждающую неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства (в случае проживания в указанный период за пределами города Москвы).

    Сотрудники Управления информируют граждан о необходимости платы за оформление документов (изготовление документов БТИ, оформление, в случае необходимости, договора социального найма, регистрация права собственности, оформление нотариальной доверенности для представления документов на государственную регистрацию) и выдают необходимые для этого квитанции. Далее они посылают запросы в БТИ, другие жилищные организации с целью получения необходимых документов. После проверки всех документов граждане вызываются для подписания договора передачи жилого помещения в собственность.

    Подписанный договор по желанию заявителей может быть:

    — передан на государственную регистрацию в регистрационную службу непосредственно сотрудниками Управления Департамента. После государственной регистрации зарегистрированный договор выдается заявителю через службу «одного окна». Данная услуга является возмездной;

    — передан на руки заявителю для осуществления самостоятельных действий по регистрации прав собственности. В этом случае удастся немного сэкономить, так как не надо будет делать доверенность и платить услугу по государственной регистрации сотрудникам Управления Департамента.

    Не всегда обращение в службу «одного окна» может закончиться получением правоустанавливающих документов. Причинами для отказа могут послужить:

    — отсутствие прав города на приватизируемое жилье;

    — представление поддельных документов, документов, утративших силу, и т. д.;

    — отказ заявителя оплатить услуги;

    — повторное участие в приватизации;

    — отсутствие сведений, подтверждающих участие (неучастие) в приватизации, из других регионов РФ.

    Приватизация в Россия

    Начало процесса приватизации официально заявлено в 1990 году.

    Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

    Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 году, а также в 1992 году от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

    Новый юридический статус приватизированных предприятий:

    • АО – акционерные общества;
    • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

    Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

    Цели приватизации:

    • создание на рынке России слоя эффективных собственников;
    • создание на российском рынке конкурентной среды.

    Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

    Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

    • распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
    • формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
    • продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

    Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

    Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

    • фактическая – 25 рублей;
    • номинальная – 10 000 рублей.

    Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 года. Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги. Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

    Доля частных компаний достигла 67% к 1995 году.

    Что нужно для приватизации?

    Огромное желание. И это не шутка. Причем такое желание должны изъявить все прописанные в квартире. Как гласит закон, для приватизации необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Приватизация несовершеннолетними от 14 до 18 лет оформляется ими самостоятельно с согласия законных представителей.

    Читайте также:  Сгу им чернышевского ранжированные списки в 2023 году

    Если кто-то из членов семьи не хочет приватизировать квартиру, то он должен отказаться от приватизации. В этом случае оставшиеся члены семьи могут приватизировать жилье в общую собственность. А вот если гражданин не желает приватизировать жилье, и он также не хочет писать «отказную» от приватизации, то в этой ситуации другие члены семьи не смогут приватизировать квартиру.

    Может быть и такая ситуация: семья желает приватизировать квартиру, но один из членов семьи ранее уже участвовал в приватизации, то есть он уже воспользовался своим правом. При этом он не дает свое согласие на приватизацию и не пишет отказную. Ну вот такой вот вредный человек попался – ни себе, ни другим! К сожалению, такие проблемы не редкость. И оставшимся членам семьи для решения данной проблемы приходится обращаться в суд. Судебная практика на этот счет неоднозначная, но все же решения в пользу желающих приватизировать есть.

    Таким образом, чтобы приватизировать квартиру, необходимо:

    — согласие на приватизацию всех прописанных в квартире; — отказ от приватизации члена семьи, который не хочет участвовать в приватизации; — участие в приватизации впервые, исключение для несовершеннолетних детей, которые вправе участвовать в приватизации повторно; — чтобы жилое помещение подлежало приватизации.

    Массовая приватизация в России после распада СССР

    При социализме вся недвижимость в стране принадлежала государству. Такова особенность данного строя – отсутствие частной собственности. Реформы, проводившиеся в России в начале 90-х годов прошлого века для перехода экономики с социалистических рельсов на капиталистические, имели верное теоретическое обоснование и крайне неудовлетворительное практическое воплощение.

    Распад СССР дал толчок к началу «перестройки» (так называли процесс перехода к рыночной экономике). Логично, что насущной необходимостью стала передача государственной собственности (в первую очередь – промышленных предприятий и сельского хозяйства) в частные руки, т. е. приватизация.

    Схема приватизации была довольно проста: предприятие формировало фонд акций в соответствии со стоимостью имущества, часть акций оставалось в собственности государства (но не всегда), остальная часть распродавалась коллективу трудящихся и сторонним физическим и юридическим лицам. Причем не менее 29 % уставного фонда предприятия должно было быть проданным за специально выпущенные приватизационные чеки, называемые ваучерами.

    Схема ваучеризации: государством к 01.10.1992 г. были выпущены ваучеры номинальной стоимостью 10 тыс. рублей каждый. Данная сумма являлась на тот момент стоимостью основных фондов предприятий страны в расчете на душу населения (примечание: основные фонды – это здания, прочие сооружения, инженерные сети, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты, промышленные технологии и др.).

    Чем обусловлен последний сдвиг окончания приватизации?

    Что такое приватизация жилья? Это способ поддержать граждан в тяжелое с точки зрения экономики время. Ведь далеко не всем россиянам удалось реализовать свое право в прежние годы. Недаром в пояснительной записке к законопроекту об изменении сроков сказано о недопустимости лишения граждан, живущих в ветхом и аварийном жилье и ожидающих расселения, их законного права на бесплатную приватизацию жилья.

    В таком же положении могут оказаться и очередники, ожидающие получения социального жилья. Ведь если оно будет ими получено после 01.03.16 г, то права приватизировать его у них не будет, т. е. они будут ущемлены в правах по сравнению с теми, кто успел приватизировать жилье до этой даты.

    Кроме того, продление приватизации было темой большого числа обращений от крымчан и севастопольцев, поскольку у них было мало времени на подготовку документов по российским образцам. И действительно, ведь всего один год прошел с того момента, когда в составе РФ появились два новых субъекта. Очевидно, что этого срока было явно недостаточно. Сегодня крымчане в спокойной обстановке подают соответствующие заявления, рассматриваемые в срок до 2-х месяцев.

    Сдвиг сроков уменьшит очереди в госорганах, что приведет к ускорению самого процесса приватизации. А чтобы он шел гладко, нужно знать все тонкости, касающиеся оформления социального жилья в частную собственность.

    Первой ступенью является сбор документов, которые были представлены выше. После того, как у вас на руках будет весь пакет необходимых бумаг, следует обратиться в компетентный орган власти. Там вы должны заполнить бланки и формы, которые вам выдадут.

    Помните, что жильцы, отказавшиеся принимать участие в получении собственности должны предоставить письменный документ об отказе, заверенный нотариально.

    Передайте все собранные документы ответственному органу власти и приступайте к заключению договора о передаче имущества. Такое соглашение подготавливают представители контролирующих органов, оно является главным документом для регистрации права владения жильем.

    После всех перечисленных этапов документы передают в Росреестр. Данное ведомство занимается оформлением права собственности на жилье и выдает новым владельцам документ, подтверждающий владение имуществом.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *