Дедлайн для инспекции — возможность избежать доначислений?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дедлайн для инспекции — возможность избежать доначислений?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.

Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

В течение какого срока длится проверка?

В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.

Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.

Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.

Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).

Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.

Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.

Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:

  • истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
  • проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
  • перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Продление срока на вынесение решения

Руководитель ИФНС либо его заместитель может своим решением продлить срок для вынесения решения, но не более чем на месяцп. 1 ст. 101 НК РФ. Конкретного перечня оснований для продления такого срока нет. Чаще всего он продлевается, если:

  • на рассмотрение материалов проверки не явилось лицо, участие которого необходимо для принятия решенияподп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ;
  • налогоплательщик представил непосредственно в день рассмотрения материалов большой объем ранее не изученных документов в обоснование своей правоты;
  • принято решениеприложение № 29 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ о назначении дополнительных мероприятий налогового контроляп. 6 ст. 101 НК РФ. Такое решение начальник инспекции может вынести, если сочтет, что добытых инспекторами доказательств недостаточно для принятия итогового решения, а выводы акта — преждевременны. Как правило, о назначении допмероприятий налоговики сообщают непосредственно в день рассмотрения материалов проверки.

Что взять на заседание

Сначала налогоплательщику направляется акт налоговой проверки. Руководитель или бухгалтер рассматривают его, после чего составляют письменные возражения, если они есть. Возражения направляются в ИФНС. На заседание рекомендуется взять копию этого документа. На основании уже сформированных возражений будет проще объясняться с представителями налоговой.

Читайте также:  Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе обязанность документального подтверждения выплат

Если возражения не были подготовлены, имеет смысл предварительно составить письменный перечень претензий. На основании этого списка представитель компании будет выступать на заседании. В дальнейшем из него можно сформировать апелляционную жалобу.

Рекомендуется захватить с собой также Налоговый кодекс, чтобы можно ссылаться на определенные статьи при отстаивании своих интересов. Стоит взять акт налоговой проверки и предлагающиеся к нему документы.

Как правило, на заседании выступающий представляет свои претензии к налоговикам. Рекомендуется основывать их на документах. Если имеются письменные доказательства позиции компания, следует взять с собой их копии.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

ИФНС приняла решение о проведении допмероприятий

Порядок и сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля регламентированы п. 6 ст. 101 НК РФ. Цель осуществления налоговиками подобных мероприятий — получение недостающих доказательств для подтверждения совершения проверяемым лицом нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых. В зависимости от типа налогоплательщика законом установлены сроки проведения допмероприятий: при проверке КГН на указанные мероприятия контролерам отведено не более двух месяцев, при проверке остальных лиц — не более одного месяца.

Налоговым кодексом по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля принятие специального решения не предусмотрено. В Письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ ФНС России обратила внимание на то, что указанный в п. 1 ст. 101 НК РФ десятидневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, в том числе для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому налоговики, как правило, выносят итоговое решение по проверке в пределах общего срока рассмотрения ее материалов с учетом продления.

Такой подход считает правильным и финансовое ведомство. Минфин России в Письме от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14 разъяснил: решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по материалам налоговой проверки и результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, установленный п. 1 ст. 101 НК РФ.

В какой же срок должно быть вынесено решение по результатам налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков? Очевидно, что в указанных пределах проверяющим принять решение не удастся, ведь дополнительные мероприятия по закону могут проводиться два месяца. Вероятно, в такой ситуации налоговикам следует соблюсти права проверяемого налогоплательщика на ознакомление с результатами допмероприятий и участие в итоговом рассмотрении материалов проверки.

Отметим, что после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля оформление каких-либо актов ненормативного характера Налоговым кодексом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112). Не установлены законом и специальные сроки для подготовки проверяемым лицом возражений по результатам таких мероприятий и их рассмотрения. Несмотря на это, как указано в Письме ФНС России N АС-4-2/15309@, налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику право ознакомления со всеми материалами проверки, включая полученные в ходе допмероприятий документы, а также возможность подготовить письменные возражения на их результаты . Срок для ознакомления проверяемого лица с результатами дополнительных мероприятий определяется руководством налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем (Письмо Минфина России от 26.09.2011 N 03-02-07/1-342).

ФАС УО в Постановлении от 14.12.2010 N Ф09-10298/10-С3 решил, что для изучения документов, полученных по результатам допмероприятий, и представления возражений по ним ИФНС должна дать налогоплательщику достаточный и разумный срок — от 5 до 15 дней.

Обратите внимание! Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ изменены положения абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ. Ранее право налогоплательщика ознакомиться до рассмотрения результатов проверки со всеми ее материалами корреспондировало с обязанностью налогового органа предоставить такие документы. С 24.08.2013 у налогового органа возникает обязанность предоставить все материалы дела налогоплательщику только при поступлении от последнего соответствующего заявления. Причем контролеры должны сделать это не позже чем за два дня до назначенной даты рассмотрения итогов проверки.

Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Читайте также:  Программы для молодых семей в 2023 Екатеринбург

ФНС выпустила письмо о том, что налоговики на местах должны соблюдать процессуальные сроки, установленные НК РФ – сроки проверок, рассмотрений, оформления бумаг. Судебная практика сложилась так, что нарушения отдельных процессуальных сроков не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам.

Акт камеральной проверки и решение по ней оформляются лишь в том случае, если налоговый орган выявил какое-либо нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Судебная практика сложилась так, что нарушения отдельных процессуальных сроков не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам.

Акт камеральной проверки и решение по ней оформляются лишь в том случае, если налоговый орган выявил какое-либо нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Доклад на конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ», 20 — 29 апреля 2022 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции.

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, когда налоговая инспекция не проводит камеральные и выездные проверки, а постоянно контролирует, соблюдает ли компания налоговое законодательство.

Рассмотрение материалов налоговой проверки

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть материалы проверки в течение 10 рабочих дней после того, как истек месячный срок для возражений по акту проверки.

Руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение отложить рассмотрение материалов. Срок рассмотрения материалов проверки могут продлить не более чем на один месяц.

О дате и месте рассмотрения Акта ВНП направляется извещение.

Руководитель (его заместитель) исследует акт проверки и другие доказательства, которые есть у инспекции, а также представленные возражения.
Рассмотрение материалов проверки оформляют протоколом.

По итогам рассмотрения руководитель инспекции (его заместитель) принимает одно из решений:

  • Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Решение об отказе в привлечении к ответственности
  • Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если не хватает данных, чтобы принять итоговое решение по проверке

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

  1. выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
  2. во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
  3. на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
  4. проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
  5. налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

Может ли налогоплательщик отказаться от участия в рассмотрении документов?

Один из актуальных вопросов рассматриваемой сферы взаимодействия налогоплательщиков и ФНС — могут ли первые отказываться от участия в изучении документов в рамках налоговых проверок. В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ отсутствие представителей проверяемой организации при рассмотрении материалов проверки не может быть препятствием для проведения соответствующего мероприятия, но только, если руководитель ИФНС не посчитает, что их участие обязательно. Таким образом, представитель вправе не взаимодействовать с ФНС в ходе изучения документов, но чиновники ведомства могут посчитать, что без его участия данная процедура не может быть осуществлена.

При этом в распоряжении ФНС есть весьма эффективная контрмера на случай, если участие плательщика в рассмотрении документов крайне желательно, но он уклоняется от взаимодействия с налоговиками. Минфин в п. 4 письма от 23.05.2013 № АС-4-2/9355 рекомендует территориальным налоговым структурам вручать налогоплательщикам уведомления о дате, времени, а также месте рассмотрения документов по проверкам одновременно с актами, которые данным проверкам соответствуют. Если плательщик не возьмет данное уведомление, инспектор может в соответствии с рекомендацией ФНС составить протокол об административном нарушении, предусмотренном ст. 19.1.4 КоАП РФ. То есть налогоплательщик в этом случае может быть привлечен к ответственности за воспрепятствование деятельности налогового органа. В результате должностное лицо фирмы и сама организация могут быть оштрафованы.

Нарушение сроков может быть выгодно налогоплательщику?

Между тем необходимо отметить, что нарушение налоговым органом рассматриваемых процессуальных сроков может быть даже на руку налогоплательщику, поскольку при определенных обстоятельствах это может привести к утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания налоговой задолженности.

Примером этого может служить налоговый спор, рассмотренный АС Северо-Западного округа (постановление от 27.06.2019 по делу №А13-14512/2018)

Фабула дела

24.07.2017 налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки;

05.09.2017 состоялось рассмотрение материалов указанной проверки, на котором присутствовал представитель Общества по доверенности, выданной от 01.09.2017, которая была подписана прежним генеральным директором, освобожденным от занимаемой должности 31.08.2017, в связи с чем налоговым органом были повторно вручен Обществу акт проверки и назначена новая дата рассмотрения материалов налоговой проверки на 14.11.2017;

20.11.2017 налоговым органом было вынесено решение по итогам указанной выездной налоговой проверки;

06.04.2018 налоговым органом было выставлено Обществу требование об уплате налога и пени;

26.04.2018 налоговым органом указанное требование было заменено уточненным требованием по причине частичного исполнения Обществом итогового решения по выездной налоговой проверке;

26.06.2018 налоговым органом было принято решение о взыскании налога, пеней в порядке статьи 46 НК РФ.

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа о взыскании, вынесенное в порядке статьи 46 НК РФ, поскольку такое решение было вынесено налоговым органом за пределами установленных налоговым законодательством сроков для осуществления принудительного взыскания налоговой задолженности.

Читайте также:  Кто и как может уплатить налоги за организацию и ИП

Арбитражными судами первой, апелляционной, кассационной инстанций были удовлетворены требования Общества и признано недействительным решение о взыскании.

При этом арбитражные суды, принимая судебные акты, исходили из следующих обстоятельств:

если налоговым органом пропущены различные процедурные сроки на совершение тех или иных действий (например, сроки на проведение налоговой проверки, на рассмотрение акта проверки, на вынесение решения по результатам налоговой проверки, на направление требования об уплате налога), то данное обстоятельство не приводит к продлению срока на принудительное взыскание налога, пени;

для целей исчисления сроков на принятие мер по бесспорному взысканию налога, пени необходимо исчислять процессуальные сроки в рассматриваемой ситуации следующим образом:

материалы выездной налоговой проверки должны были быть рассмотрены не позднее 11.09.2017 (с учетом возможности продления такого срока — не позднее 11.10.2017),

решение по итогам выездной налоговой проверки должно было быть принято не позднее 11.10.2017, (причем такое решение должно было вступить в законную силу не позднее 29.01.2018),

требование об уплате налога и пеней подлежало направлению Обществу не позднее 27.02.2018,

двухмесячный срок на принятие решения о взыскании (ст. 46 НК РФ) с учетом установленного статьей 70 НК РФ срока на получение и исполнение требования об уплате налога и пени подлежал истечению не позднее 21.05.2018;

факт направления Обществу уточненного требования в порядке статьи 70 НК РФ не влечет продления установленных сроков для принудительного взыскания задолженности по налогам, пени;

арбитражные суды сослались на пункт 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также на правовую позицию Конституционного Суда РФ в Определении от 20.04.2017 № 790-О, в соответствии с которыми «. несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70 НК РФ, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Выводы

В настоящее время сформировалась устойчивая судебно-арбитражная практика не в пользу налогоплательщиков по вопросу нарушений налоговым органом различных процедурных сроков в ходе проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, как не влекущих безусловную отмену решений по итогам налоговым проверкам на основании пункта 14 статьи 101 НК РФ.

Несмотря на это правовым последствием нарушения налоговым органом каждого отдельно взятого процессуального срока при налоговой проверке является необходимость соразмерного уменьшения предусмотренных НК РФ сроков в отношении процедур принудительного взыскания налоговой задолженности.

При этом такое уменьшение сроков в результате может привести к существенным затруднениям или к невозможности налоговому органу в бесспорном порядке принудительно взыскать такую задолженность с налогоплательщика.

Более того, в Письме от 10.01.2019 №ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации» Федеральная налоговая служба России отметила, что затягивание и нарушение процессуальных сроков, которые не обусловлены обеспечением прав и законных интересов налогоплательщика, приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговых органов, длительности проводимых налоговых поверок, увеличению количества поступающих в налоговые органы обращений, а также несет репутационные риски ФНС России и ее территориальным органам.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» оказывают юридические услуги по сопровождению налоговых проверок и оспариванию результатов налоговых проверок в досудебном и судебном порядках.

Что делать при документарной проверке

1. Подготовьте документы. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например, налоговой.

У вас есть десять рабочих дней, чтобы отправить на проверку копии документов с подписями руководителя и печатями. Заверять документы у нотариуса не нужно. Можно отправить в электронном виде с электронной подписью.

Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит второй запрос. На ответ у вас будет ещё десять рабочих дней.

Если предприниматель не предоставит документы, Роспотребнадзор может выписать предупреждение, назначить штраф или приехать с внеплановой проверкой (ст. 19.7 КоАП РФ).

2. Следите за сроками. Проверяющие должны уложиться в 20 дней. Запрос на дополнительные документы не может прийти позже, чем на десятый день с начала проверки — иначе вы не успеете ответить.

3. Проверьте акт. Представитель Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр отдают вам под расписку вместе с копиями проверенных документов. Если не даёте расписку, акт вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указаны все нарушения и список документов, которые проверил Роспотребнадзор. Если не согласны с результатами проверки или действиями инспектора, напишите об этом в акте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *