Налоговый мониторинг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

В чем суть налогового мониторинга

В основе налогового мониторинга лежат два ключевых принципа: открытость и добровольное соблюдение налогового законодательства. Налоговый мониторинг не является российским ноу-хау, у него богатая мировая практика. Проведение налогового мониторинга в РФ законодательно установлено в статье 105.29 НК РФ.

Суть налогового мониторинга можно объяснить довольно просто: компания предоставляет налоговому органу максимум информации, тот, в свою очередь, проверяет компанию в режиме реального времени, не мучает выездными проверками и не наказывает постфактум рублем, а работает на опережение – то есть указывает на риски, которые могут привести к нарушению налогового законодательства.

В ходе проведения налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, способам их ведения, принципам формирования налоговой политики, системе начисления и уплаты налогов и страховых сборов и т.п. ФНС проверяет дистанционно весь массив информации в режиме реального времени, информируя предприятие о спорных моментах.

Ключевые характеристики налогового мониторинга:

  • Добровольный выбор. Выбрать НМ могут только крупные налогоплательщики, соответствующие заданным критериям.
  • Открытость предприятия для налоговой.
  • Взаимодействие сторон в режиме диалога.
  • Осуществление контроля в режиме реального времени по ТКС.
  • Отсутствие традиционных форм контроля в виде камеральных налоговых проверок.
  • Экспертиза сделок со стороны ФНС. В случае обнаружения факторов риска, ФНС информирует компанию через документ под названием «мотивированное мнение».
  • Срок налогового мониторинга составляет 1 год 9 месяцев, в отличии от традиционного срока проверки, достигающего 5 лет и 1 месяца.
  • Отсутствуют пени и штрафы. При устранении неточностей, указанных в мотивированном мнении, налогоплательщик освобождается от штрафных платежей.

Налоговый мониторинг: как работает и кому подходит

Впрочем, налоговый мониторинг дает ряд преимуществ и бизнесу:

  • освобождает от камеральных и выездных проверок (с некоторыми исключениями, о них расскажем чуть позже) – ИФНС не нужно заново проверять отчетность, так как все документы проверяются постепенно, по мере формирования;
  • исключает штрафы и санкции за ошибки или нарушения – при обнаружении подобных ситуаций инспектор сообщает налогоплательщику о выявленных недочетах, дает рекомендации по исправлению через механизм мотивированного мнения;
  • компанию признают добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • нет доначислений и штрафов за прошедшие периоды, так как все ошибки можно вовремя обнаружить и исправить в соответствии с указаниями налоговых инспекторов: времени на это будет достаточно, так как ежегодный мониторинг растянут по времени (с 1 января текущего года до 1 октября следующего, то есть мониторинг за 2022 год начинается с 1 января 2022 года и заканчивается 1 октября 2023 года;
  • снижает количество проверяемой отчетности.

Переход на налоговый мониторинг с Группой «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Налоговый мониторинг, несомненно, дает преимущества добросовестным налогоплательщикам, в частности, облегчает взаимодействие с налоговой службой. Однако в рамках переходного периода зачастую возникают сложности, которые лучше решать совместно с профессиональными консультантами.

В рамках сопровождения перехода на налоговый мониторинг специалисты практики Налогов и права реализуют следующие мероприятия:

  • Диагностика. Проведут диагностику организации на предмет готовности к переходу и соответствия всем критериям.

  • Техническая готовность. Проверят техническую готовность компании, а именно: наличие и корректность настройки информационных систем, позволяющих вести учет и оперативно выгружать данные.

  • Налоговые риски. Проанализируют налоговый учет с целью выявления налоговых рисков, которые могут привлечь внимание налоговых органов: провести налоговый аудит, выявить и минимизировать возможные риски, подготовить налоговые позиции для согласования с налоговым органом.

  • Учетная политика. Проведут экспертизу и, при необходимости, актуализируют учетную политику для целей налогового учета.

  • Анализ и оптимизация СВК. Проанализируют действующую систему внутреннего контроля с точки зрения ее соответствия всем требованиям, установленным приложением к Приказу ФНС России от 16.06.2017 ММВ-7-15/509@.

  • Пакет документов для перехода на НМ. Подготовят полный пакет необходимых документов: регламент информационного взаимодействия, информацию о взаимозависимых лицах, системе внутреннего контроля, согласно требованиям налоговой службы.

  • Сопровождение. Окажут содействие в рамках взаимодействия с налоговыми органами в переходный период для настройки дальнейшей работы.
Читайте также:  Ходатайство об отложении судебного разбирательства административного дела

Кто может участвовать в налоговом мониторинге

В налоговом мониторинге могут участвовать не все компании. Для этого нужно, чтобы налогоплательщик соответствовал некоторым обязательным критериям по доходам, активам, налогам. Направить заявление на участие в налоговом мониторинге можно, если соблюдаются такие условия (п. 3 ст. 105.26 НК):

  • совокупный размер налогов к уплате за 2021 год — не меньше 100 млн. руб. (включая НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль компаний, НДПИ и страхвзносы), не учитывая налоги, которые подлежат уплате из-за перемещения товаров через границу ЕАЭС;
  • совокупный размер полученных доходов по информации годовой бухотчетности за 2021 год — не меньше 1 млрд. руб.;
  • стоимость активов по информации бухотчетности на 31.12.2021 г. — не меньше 1 млрд. руб.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  • за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  • правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

ЭТАП

ЦЕЛЬ

До фактического начала бизнес-процесса (операции) Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации
Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров
После бизнес-процесса (операции) Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям

Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября. И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован. Так ФНС может отказать если:

  • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
  • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
  • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика. Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период. Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:

  • По инициативе ФНС.
  • По запросу компании.

В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

  • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
  • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.
Читайте также:  Как рассчитывается больничный лист госслужащим с 2023 года

В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2020 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2020 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2020 года. То есть только в 2020 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2020 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Представление заявления

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг.(Организация, отнесенная в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.).

К заявлению прикладываются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено указанное заявление.

Организация вправе отозвать заявление о проведении налогового мониторинга на основании письменного заявления. Это можно сделать только до принятия решения налоговым органом. В случае отзыва заявления оно не считается поданным.

По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Читайте также:  Мать одиночка или алименты что выгоднее в 2023 году

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Усовершенствовав систему налогового контроля, компании не только корректно ведут учет документов, но и повышают качество взаимодействия с налоговыми органами, снижают расходы на администрирование, улучшают деловую репутацию и обеспечивают престиж своего бизнеса.

При вступлении в режим налогового мониторинга профильные органы открыты к диалогу, в первую очередь, с организациями, которые уделили достаточно внимания подготовке.

Компании, которые предоставили налоговым органам комплекс документов, имеют больше шансов на успешное согласование и оценку заявки, а также вызывают больше доверия у партнеров и клиентов.

В конечном итоге это повышает инвестиционную привлекательность компании и положительно сказывается на деловом климате.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *