Несостоятельность банкротство субъектов предпринимательской деятельности понятие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несостоятельность банкротство субъектов предпринимательской деятельности понятие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Последствия банкротства

Последствия признания несостоятельности ИП:

  • в течение пяти лет нельзя открывать новый бизнес;
  • при оформлении займа необходимо сообщать о своём статусе работникам кредитно-финансовой организации;
  • невозможно подать повторное заявление, если по какой-то причине рассмотрение дела в суде приостановится. Инициировать новый процесс могут только кредиторы.

Последствия банкротства для ИП жёстче, чем для физических лиц. Если вы планируете снова заниматься бизнесом в ближайшее время, то лучше банкротиться от лица гражданина. В этом случае ограничения более щадящие: на протяжении трёх лет запрещено занимать должности, связанные с непосредственным руководством компанией (президент, гендиректор).

Если в счёт погашения долга было реализовано имущество, то:

  • кредитные организации не могут потребовать от банкрота возврат долгов;
  • приостанавливаются взыскания по исполнительным листам;
  • не начисляется пеня за просрочку;
  • всеми финансовыми делами банкрота управляет арбитражный управляющий;
  • во время судебного процесса новые кредиты недоступны;
  • по требованию кредиторов должнику может быть запрещён выезд из страны.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
  • созывать собрания кредиторов;
  • предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Читайте также:  Региональные льготы ветеранам труда с в 2023 в Иваново

Данная правовая категория имеет свои исторические корни в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам торговым.[9]Анализируя причины ее возникновения, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения».[10]

Действующий в настоящее время российский Закон о банкротстве 2002 г. воспринял концепцию внешнего управления.

Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления. Более продолжительный срок внешнего управления может быть предусмотрен для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (п.3 ст.178, п.4 ст.219 Закона о банкротстве 2002 г.).

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утверждение конкурсного управляющего осуществляется в общем порядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляющего в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве 2002 г.

В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вводится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов.[14]

Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, в котором указывается и размер вознаграждения управляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует заметить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности, определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности

Как уже говорилось, предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несостоятельными (банкротами) тысячи субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затрагивает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на территории которого он находится — особенно в случае, если таким субъектом является крупное градообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприятиях, имеющих оборонное значение).

Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во внебюджетные фонды.

При этом несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:

  • индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;
  • некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимателя — аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.

Конституция РФ предоставляет каждому право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и достижения целей учредителей.

Условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности. За незаконное предпринимательство гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).

Читайте также:  СТС что это за документ

Наличие правоспособности (возможность иметь гражданские права и нести обязанности), дееспособности (способность своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности).

Государственная регистрация. Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст. 23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба.

Статус индивидуального предпринимателя, коммерческой организации подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации и записью в реестре.

Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, не указанной в свидетельстве о регистрации, или не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем. В этом случае суд может применить к таким сделкам нормы гражданского права, касающиеся предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях.

Процедура наблюдения является новой для Российского законодательства. Она не была предусмотрена в первом Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года. Практика применения этого закона и научные разработки1 показали необходимость введения процедуры наблюдения.

Ее цели состоят в том, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ его финансового состояния и в зависимости от этого решить вопрос о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации-должника.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (ст. 56 ФЗ). С введением наблюдения существенно ограничивается дееспособность предприятия-должника. В этот период органы управления должника не могут принимать решения, связанные с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, созданием филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником ценных бумаг; выхода из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций. Сделки, указанные в п. 2 ст. 58 ФЗ, органы управления вправе совершать только с согласия временного управляющего (см. приложение 1). Таким образом, введение наблюдения влечет серьезные правовые последствия для должника. В то же время Закон предоставляет возможность любому кредитору, налоговому или иному уполномоченному органу легко возбудить процедуру наблюдения, подав заявление о признании должника банкротом. Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признании его банкротом обязан направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве. Указанный срок, безусловно, мал для проведения анализа предъявленных требований. Согласно ст. 56 ФЗ процедура наблюдения вводилась арбитражным судом с момента принятия заявления о признании должника банкротом без проверки обоснованности требований к должнику.

Такой порядок введения наблюдения действовал до принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 12.03.01 г. по делу «О проверке конституционности ряда положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного Суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц».1. Конституционный суд признал не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 46 (части 1 и 2), 55 (части 3) и 123 (части 3), статью 56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так как она позволяет вводить наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривает право должника обжаловать определение, которым в отношении него вводится наблюдение (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ). До внесения изменений и дополнений в ФЗ вопрос о введении наблюдения должен решаться после получения от должника разъяснений и возражений на заявление о признании его банкротом и оформляться отдельным определением. Указанное Постановление Конституционного Суда заслуживает одобрения. Оно направлено на то, чтобы обеспечить баланс интересов сторон в процедурах банкротства, предоставить им равные возможности для отстаивания своих интересов. Однако указанное постановление не дает ответов на ряд вопросов. В частности, если должник не предоставит свой отзыв вовремя, будут ли иметь значение причины просрочки или процедура наблюдения будет введена. При отсутствии ясности в этих вопросах желающие имеют возможность искусственно затянуть процесс1.

Осуществление процедуры наблюдения поручается временному управляющему. Обязательным условием является наличие у него лицензии, выданной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 15442.

Читайте также:  Срок давности компенсации за неиспользованный отпуск в 2023 году

Формальные и неформальные признаки банкротства

Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?

Признаки банкротства юридических лиц

Главными признаками банкротства предприятия выступают два критерия: неплатежеспособность и наличие неоплатных долгов. Неплатежеспособность подразумевает невозможность юридического лица осуществлять выплаты по своим обязательствам на протяжении 3-х месяцев со дня, когда их требовалось оплатить. Чтобы арбитражный суд мог начать процесс по банкротству предприятия, задолженность должна вырасти до конкретных размеров. Статья 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» обозначает в части 2 только общее условие для начала дела о несостоятельности. Но тут же, в ч. 3 ст. 3, говорится о том, что оно применимо только в случаях, когда иное не установлено другими положениями Закона.

Под неоплатностью долгов подразумевают ситуацию, при которой совокупный размер долговых обязательств организации становится выше стоимости ее имущества; при этом у должника отсутствует возможность оплатить имеющиеся обязательства.

Наличие долгов должно быть подтверждено соответствующими постановлениями арбитражного суда, которые вступили в силу. В свою очередь кредиторы могут обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом после получения исполнительного листа и обращения с ним в службу судебных приставов. Спустя 30 дней после обращения кредиторы могут подавать заявление в арбитражный суд.


Основные этапы процедуры банкротства физлиц

В отношении гражданина может быть введена одна из указанных процедур:

  1. Реструктуризации задолженности.
  2. Реализации имущества.
  3. Подписания мирового соглашения.

Процедура признания физлица несостоятельным предполагает прохождение таких этапов:

  1. Выбор СРО, из числа которой будет назначен управляющий.
  2. Сбор необходимых документов для инициации процедуры банкротства. Это документы по долговым обязательствам, список кредиторов и принадлежащего имущества, сведения обо всех сделках за последние три года.
  3. Подача заявления на банкротство в арбитражный суд. В нем указывается ФИО гражданина, адрес его проживания, информация о задолженности, сведения о кредиторах, перечень имущества должника, причины невозможности погашения долгов перед кредиторами, наименование СРО для выбора управляющего.
  4. Назначается первое судебное заседание. На нем выбирается управляющий, который будет исполнять регулирующие функции в ходе процедуры. Также суд принимает решение о введении в отношении физлица одной из следующих процедур: реструктуризации задолженности или реализации имущества.

Новый закон о банкротстве

В ближайшее время нормативно-правовое регулирование банкротства может существенно измениться. С 2020 года рассматривается новый законопроект о несостоятельности. Большинство нововведений коснутся банкротства юридических лиц. Но и в отношении должников-граждан появятся новые нормы. Например, увеличится размер вознаграждения управляющему, порядок его выбора из состава СРО.

Также рассматриваются поправки в действующий закон. Они предусматривают увеличение максимального лимита долгов для обращения на банкротство в МФЦ. Сейчас максимальная сумма задолженностей не может превышать 500 000 рублей, а в случае принятия поправок составит до 1 млн. рублей. Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Наши юристы проконсультируют по любым вопросам, связанным с банкротством, разъяснят положения нормативных актов и судебной практики. Обращайтесь, мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!

Формальные и неформальные признаки банкротства

Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *