Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнение предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предписание может быть вручено компании или индивидуальному предпринимателю. Недочеты случаются. Их выявлять несложно. Но, когда директор уверен, что акт не соответствует реальному положению дел, у него есть право по закону его обжаловать.
Законами Российской Федерации установлено, что обжалование разрешено через арбитражный суд путем подачи искового заявления. В рамках процесс не длительный. Предписанные положения государственного пожнадзора пересмотрят.
Также нарушения безопасности можно своевременно устранить и избежать штрафных санкций. Много труда не понадобиться. Это позволит не обращаться в суд. Практика доказывает, заполнение необходимых материалов простое.
Больше новостей по теме читайте в других статьях нашего сайта.
Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС
Даже если требования, указанные в предписании МЧС, совершенно законны, при их устранении может возникать множество проблем, в том числе:
- сжатые сроки, предоставленные МЧС для выполнения мероприятий пожарной безопасности;
- необходимость вносить изменения в основные архитектурные, планировочные и конструктивные решения здания, проводить перепланировки и реконструкции;
- необходимость усиления несущих конструкций для монтажа инженерных систем, оборудования путей эвакуации и запасных выходов;
- необходимость согласовать проведения работ с государственными органами, другими собственникам издания;
- необходимость расчета пожарных рисков, определения полей опасных факторов при пожарах;
- необходимость обустройства пожарных водоемов и противопожарных разрывов на территориях плотной застройки;
- иные проблемы и сложности, в зависимости от выявленных нарушений.
Что представляет собой предостережение ГПН и когда оно выносится
В Федеральном законе № 182 от 23.06.2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» описано определение рассматриваемого в статье акта.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности — это форма воздействия с целью профилактики. Акт содержит информацию о выявленных нарушениях правил пожарной безопасности в отношении физических и юридических лиц. Чаще всего данная форма используется для принятия мер индивидуальной профилактики, если нет оснований для привлечения организации (частного лица) к уголовной или административной ответственности.
В предостережении ГПН прописываются следующие позиции:
- Непременные для приведения условия о недопустимости действий, способствующих нарушениям.
- Меры, противодействующие развитию асоциального образа действия, а также обеспечивающие соблюдение необходимых условий, предусмотренных нормативно-правовыми актами.
- Требования по обязательному уведомлению в соответствующие сроки органов госконтроля по принятию необходимых мер.
Согласно п. 45 Положения о федеральном Госпожнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ № 290 от 12 апреля 2012 года) органы ГПН являются ответственными за объявление предостережения.
Если ответственные лица ГПН владеют информацией о приближающихся нарушениях требований пожарной безопасности, они вправе направить предостережение в соответствующую организацию. Данные могут быть и не подтверждены, но если есть хотя бы малейшая угроза причинения ущерба охраняемым законом материальным ценностям, органы госпожнадзора объявляют предостережение о недопустимости нарушений. Также в акте должны быть прописаны профилактические меры.
Что проверяют в ходе проверки
Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):
- условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
- полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
- наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
- общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
- также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
- наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.
Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации
В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:
- наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
- уровень защиты от коротких замыканий,
- системы вентиляции и отопления,
- соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.
Помощь адвоката в ходе проведения проверки со стороны МЧС
В ходе проведения проверки сотрудниками МЧС в ваших интересах привлечь квалифицированного юриста, поскольку для того, чтобы проверка прошла с положительными для вас результатами очень важно:
- хорошо разбираться в действующем законодательстве в сфере пожарного надзора, которое весьма обширно и включает в себя достаточное количество законных и подзаконных актов;
- знать особенности проведения процедуры проверки и взаимодействия с должностными лицами государственного пожарного надзора;
- построить конструктивный диалог с проверяющим органом позволяет точное знание норм законодательства и уверенность в том, что в вашем конкретном случае эти нормы применимы или не применимы. Разобраться в огромном массиве правовых актов в сфере пожарного надзора вам поможет практикующий юрист, который, в том числе, в ходе проведения самой проверки;
- проанализирует действия должностных лиц государственного пожарного надзора на предмет законности, а затем зафиксирует замечания к действиям указанных выше лиц, что впоследствии позволит обжаловать и оспорить решение, вынесенное должностными лицами МЧС по результатам проведенной проверки;
- ответит на возникающие вопросы проверяющего органа;
- опровергнет незаконные требования сотрудников МЧС;
- задаст встречные вопросы представителям МЧС для получения наиболее полной информации относительно проводимой проверки.
Список полезных документов
Документы для скачивания:
Документ | Ссылка | |
1 | Проверочные листы МЧС по всем объектам | Скачать |
2 | Проверочные листы МЧС по объектам класса Ф 1.1 | Скачать |
3 | Проверочные листы МЧС на спортивные объекты | Скачать |
4 | Проверочные листы МЧС на склады | Скачать |
5 | Проверочные листы МЧС на производственные объекты | Скачать |
6 | Проверочные листы МЧС на образовательные организации | Скачать |
7 | Проверочные листы МЧС на предприятия общепита | Скачать |
8 | Проверочные листы МЧС на объекты торговли | Скачать |
Обязан ли руководитель составлять ответ
Прежде всего, важно понимать, что организация не обязана составлять отчет (ответ) по принятым мерам, поскольку предполагается, что проверяющий орган впоследствии может организовать новую плановую проверку. Ее цель – убедиться в том, что компания приняла все необходимые меры для устранения нарушения, т.е. на момент новой проверки предписание должно быть выполнено.
Однако если руководитель составляет ответ и перечисляет в нем принятые меры, вторичной проверки может не последовать, если инспекторы сочтут, что описанных в документе действий достаточно. Еще один важный момент – во время нового посещения компании инспекторы могут обнаружить и другие нарушения. Если же вовремя составить и направить счерпывающий ответ, такой риск практически исключается.
Таким образом, отсутствие ответа не является нарушением, и никаких мер ответственности за эту ситуацию не предусмотрено. Однако в интересах компании – письменно отреагировать на предписание и устранить обнаруженные нарушения.
Как составить правильно жалобу
Форма заявления имеет четкую структуру изложения.
При составлении документа стоит учесть следующие рекомендации:
- Указать в шапке орган или подразделение, в который подается жалоба и Ф.И.О руководителя.
- Отразить полные Ф.И.О (без сокращений) заявителя, адрес места жительства и контакты для обратной связи.
- В тексте документа изложить подробно суть самой жалобы. Перечислить доказательства и факты, подтверждающие нарушение. Идеальным вариантом будут фотографии. По возможности отразить ссылки на нарушенные законы. В конце заявления перечислить ожидаемые от нарушителя действия (чтобы сосед убрал мусор, оборудовали помещение огнетушителем и т.д.).
- В нижней части поставить дату и свою подпись.
- В Приложении перечислить материалы, подтверждающие факты нарушений.
Правила проведения проверки
- Инспекторы имеют право выполнять проверку только в рабочее время и в присутствии проверяемого — частного предпринимателя либо уполномоченного лица от организации.
- Ход внеплановой проверки пожарной безопасности можно фиксировать средствами аудио- и видеотехники.
- Мероприятие не может быть проведено, если руководство организации не было уведомлено о нем минимум за сутки.
- Руководитель имеет право задавать проверяющему лицу любые вопросы и знакомиться с результатами проверки сразу же после ее окончания.
- Если руководитель фирмы не согласен с некоторыми фактами, перечисленными в акте, он имеет право поставить соответствующую отметку на всех экземплярах акта и представить свои возражения в течение 15 дней после получения акта.
- Если проверяемое лицо считает, что проверяющий инспектор нарушил его права, оно имеет право подать жалобу в орган Госпожнадзора.
Энциклопедия решений. Обжалование предписания органа ГПН
Обжалование предписания органа ГПН
В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности инспектор выдает предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. «е» п. 9 Положения N 290, абз. 4 ч. 12 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).
В отличие от акта проверки, предписание может быть обжаловано, поскольку оно является распорядительным документом, обязывающим проверенное лицо принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки. Информация об обжаловании предписания и о результатах этого обжалования будет внесена в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 чт. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. «е» п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Предписание, вынесенное пожарным инспектором, может быть обжаловано руководителю органа ГПН (вынесшего решение о проведении проверки), в вышестоящий орган ГПН либо в суд (пп. 4 ст. 21, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 9 п. 11, п. 89, п. 128 Регламента N 644).
В отношении оспаривания предписаний государственных пожарных инспекторов законодательство не требует обязательного досудебного урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана в суд.
В судебном порядке предписание, выданное по результатам проверки, обжалуется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа ГПН, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ).
Помощь адвоката в ходе проведения проверки со стороны МЧС
В ходе проведения проверки сотрудниками МЧС в ваших интересах привлечь квалифицированного юриста, поскольку для того, чтобы проверка прошла с положительными для вас результатами очень важно:
- хорошо разбираться в действующем законодательстве в сфере пожарного надзора, которое весьма обширно и включает в себя достаточное количество законных и подзаконных актов;
- знать особенности проведения процедуры проверки и взаимодействия с должностными лицами государственного пожарного надзора;
- построить конструктивный диалог с проверяющим органом позволяет точное знание норм законодательства и уверенность в том, что в вашем конкретном случае эти нормы применимы или не применимы. Разобраться в огромном массиве правовых актов в сфере пожарного надзора вам поможет практикующий юрист, который, в том числе, в ходе проведения самой проверки;
- проанализирует действия должностных лиц государственного пожарного надзора на предмет законности, а затем зафиксирует замечания к действиям указанных выше лиц, что впоследствии позволит обжаловать и оспорить решение, вынесенное должностными лицами МЧС по результатам проведенной проверки;
- ответит на возникающие вопросы проверяющего органа;
- опровергнет незаконные требования сотрудников МЧС;
- задаст встречные вопросы представителям МЧС для получения наиболее полной информации относительно проводимой проверки.
Обжалование проверки МЧС
Завершающим этапом ревизии является составление акта, а в случае выявления нарушений, вручается еще и предписание.
Как показывает практика, полное отсутствие нарушений пожарной безопасности является редкостью. Но зачастую, руководство фирмы считает, что требования об устранении нарушений со стороны инспектора не законны. В этом случае законодательством предусмотрен внесудебный или судебный порядок обжалования.
Обжалование в вышестоящий орган
Если вы не согласны с результатами или действиями проверяющих в ходе мероприятий, то подавайте жалобу. Срок подачи 15 дней с момента выдачи решения на руки или совершения определенных действий. Как правило, заявление направляется руководству Госпожнадзора, или руководителю вышестоящего органа.
Жалоба должна быть составлена в соответствии с законом, во избежание приостановления рассмотрения.
Ответить обязаны в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. После рассмотрения, жалобу удовлетворяют, либо отказывают.
Данный порядок обжалования занимает меньше времени и менее затратный, чем судебный. Но в то же время он и менее результативный. Ведь, как правило, вышестоящее руководство редко отменяет решение в добровольном порядке. Кроме того, обжалование не приостанавливает действие вынесенного предписания.
В случае отказа от удовлетворения заявления остается только судебный порядок. Обжалование возможно в течение трех месяцев со дня как вы узнали о нарушении прав.
Обжалование решения МЧС в суде
Такой способ имеет больше плюсов, но занимает много времени и сил, поскольку может затянуться на три месяца, а то и больше. Но, в отличие от внесудебного порядка, здесь есть возможность приостановить действие обжалуемого акта.
Исковое заявление на обжалование решения или действий должностных лиц подается организацией в Арбитражный суд. Перед подачей необходимо оплатить госпошлину.
Для получения положительного результата при обжаловании действий инспекторов или предписания лучше обратиться к нашим юристам. Грамотные специалисты не только проконсультируют, как лучше поступить конкретно в вашей ситуации, но и подготовят грамотную жалобу и соберут всю необходимую доказательную базу.