Как совершил убийство раскольников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как совершил убийство раскольников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Раскольников убивает старуху-процентщицу

4.3

(14)

Раскольников берет топор

Крадучись спустившись по лестнице, бывший студент взял из дворницкой топор и укрепил его в петле. Он следовал по улице не спеша, чтобы не вызвать подозрений.

Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице. Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.

Роскольников уже в квартире старухи

Раскольников почти силой заставил недоверчивую Алену Ивановну впустить его в квартиру и, сказав, что принес обещанную папиросочницу, подал ей сверток. Стараясь развязать узлы, она отвернулась к окну.

Раскольников ударил топором старуху. Убил.

Он расстегнул пальто, высвободил топор и, чувствуя слабость в руках, ударил ее обухом по голове. Старуха вскрикнула, но очень слабо. Тогда он изо всей силы упарил ее еще два раза. Кровь хлынула, и тело повалилось навзничь.

Родион, стараясь не запачкаться кровью, вытащил из старухиного кармана связку ключей и побежал в спальню. Когда он судорожно подбирал ключ к комоду. Возникло желание все бросить и уйти, но было поздно. Вдруг ему показалось, что процентщица еще жива. Он бросился к ней, схватил топор, замахнулся, но та была действительно мертва. Заметив на шее трупа шнурок, Раскольников, перемазав руки кровью, с трудом разрезал его, достал засаленный, туго набитый кошелек и, не глядя, сунул его в карман.

Он возился с ключами, но те не подходили. Наконец удалось открыть сундук, где среди старухиной одежды лежали золотые вещи. Раскольников стал набивать ими карманы, но вдруг услышал. что в соседней комнате кто-то ходит. Он схватил топор и вышел из спальни.

Раскольников убил также Лизавету — случайного свидетеля.

В комнате стояла Лизавета с узлом в руках. Увидев страшного незнакомца, она задрожала и стала отодвигаться в угол. Он бросился на нее, а несчастная даже руки не подняла, чтобы защититься. Родион ударил ее по черепу острием и сразу разрубил всю верхнюю часть лба почти до темени. Она так и рухнула. Раскольников растерялся, заметался по комнате, потом побежал в прихожую. Ему стало страшно, он осознал всю нелепость и безобразие совершенного им, в нем поднялось отвращение к содеянному.

Одумавшись, он увидел, что руки его — в крови. На кухне он вымыл руки и топор в стоявшем там ведре с водой и вытер их о белье, сушившееся на веревках. Осмотрев свою одежду. он ничего не заметил на ней, только на сапогах были пятна. Сообразив, что надо бежать, он вышел в прихожую и только сейчас заметил, что дверь в квартиру приоткрыта.

Психологическое состояние

Отсутствие постоянного занятия, возможность много времени проводить наедине с собой, чувство вины за страдания и нищету родных – всё это стимулирует развитие ситуации. В маленькой комнатушке, похожей на клетку, которая душит, давит на психику рождается зловещая теория, обретает силы и перерастает в ужасный план. Ряд причин становится мотивом к действию. Студент жаждет проверить свою теорию и, вместе с тем, он совершенно не готов к настоящей смерти, к убийству. Душа Раскольникова неистово сопротивляется, он слишком человечен, добр, сострадателен, имеет тонкую натуру – но механизм запущен и пути назад нет.

В нашей статье даётся подробный ответ на вопрос, зачем Раскольников убил старуху-процентщицу. Этот материал будет полезен для полного понимания замысла автора и смысловой стороны произведения.

Спор студента с офицером о старухе

…Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне «разумного эгоизма». Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, «заботился» обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Читайте также:  Может ли ФССП изымать телефоны у малоимущих семей?

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя «обычным» людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается социальное неравенство. Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив – выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится «пассивным объектом». Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего «такого». Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну «вошь из всех, самую наибесполезнейшую». Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что «хотел сделаться Наполеоном», был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий «сильным мира» совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Значение и роль сцены в произведении

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Однако это не конец пути Раскольникова. Недаром Достоевский называет свой роман «Преступление и наказание» — после стремительного падения Родиона ждёт долгое и бесконечно трудное восхождение — возрождение собственной души из праха и грязи безнравственности. И не случайно автору нужна ужасающая сцена преступления, которое кажется худшим из всех, какие можно сотворить. Достоевский исследует не только моральное падение, но и душевный подъем человека, и для этого он низвергает Раскольникова на самое дно, откуда только один путь — наверх.

Родион Раскольников — молодой человек из бедной семьи. Некоторое время был студентом, но от учебы пришлось отказаться из-за нехватки финансов. Давал дополнительные уроки, но и это дело прекратил. Герой много размышляет о том, почему одним достается все, а другим ничего. И как бы оправдывая собственную нищету, считает себя личностью «великой».

Мнение о гениальных и великих людях является большей частью рассуждений героя, которые преследуют его на протяжении всего романа. Идеи Раскольникова состояли в том, что хоть он и нищий, но личность великая и это с лихвой окупает его финансовое положение. Молодой человек чрезмерно горд и высокомерен. В противовес гениальным личностям он ставит людей обычных. Они, по мнению мужчины, лишь «расходный материал» в достижении целей личностей великих. Именно такой он и видел Алену Ивановну, старуху-процентщицу. Примером великой личности он считал Наполеона.

Его теория как бы подталкивала к тому, что он вправе использовать старуху, убить, и забрать средства. По слухам, все свое имущество старушка завещала даже не сестре, а в монастырь. Раскольникова раздражало то, что деньги, которые могли бы помочь людям, могут уйти в какой-то монастырь. И это дополняло и так откровенную неприязнь к старухе. Автор описывает ее, как личность неприятную.

Мужчина решает зарубить бабку, он этого хочет. Алена Ивановна была не единственная, кого убил Раскольников. Кроме старухи, под удар топором попадает ее сестра. Мужчина был напуган, ему чудились звуки снизу и постоянно казалось, что его вот-вот разоблачат или поймают. Появление сестры добавило напряжения. Это объясняет, почему Раскольников убил и Лизавету. Идя на дело, мужчина даже не знал, сколько средств дома хранила бабушка. Сумма оказалась небольшая: около трехсот рублей и некоторые скромные драгоценности.

В дальнейшем теория его лопнула как мыльный пузырь. Спустя время, как бы он ни старался избавиться от мук совести, она все же взяла над ним верх. Он осознал, что отнюдь не великий, а убийство разломило его душу и испортило всю жизнь. Раскаяние настигает главного героя, а от прошлых идей он отказывается.

Убийство старухи-процентщицы анализ эпизода

«Преступление и наказание» – роман Фёдора Михайловича Достоевского, в котором описывается трудное для России время. Рушились старые устои – новые не формировались. Человек попадал под власть новых идей, не вызывающих никакого доверия. Масло в огонь подливала крестьянская реформа: крестьяне, хоть и стали независимыми, были на полвека обременены непосильными платежами.

Одна из таких идей вселилась в душу петербургского студента Родиона Романовича Раскольникова. Эта теория заключалась в том, что люди делились на тех, кто безропотно подчинялся новому порядку и восставал против него. Человек обладал силой, сравнимой с Божьей, и был вправе вершить судьбы людей, нарушать закон, быть с Богом наравне. Можно жертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи…

Под влиянием таких утверждений Раскольников идёт на роковой шаг убивает старушку-процентщицу Алёну Ивановну, у которой . Этот эпизод является одним из главных в романе и потому заслуживает особенного внимания. Описывается он в седьмой главе, в последней из первой части (это тоже немаловажно, но об этом поразмышляем позже).

Прежде всего, стоит вспомнить, как Раскольников решился на этот шаг. Он не сам пришёл к нему, а подслушал слова студента, стоящего рядом и разговаривавшего с товарищем, об убийстве и его выгоде: «Одна смерть и сто жизней взамен ‒ да ведь тут арифметика!». Эти слова сильно взволновали Родиона, но нашли отклик в его душе. Он был такого же мнения, и слова студента для него были будто «предопределение», «указание» действовать, реализовать то, что он уже задумал.

Теперь проанализируем сам эпизод убийства. Каждую секунду Раскольникова охватывало невероятной силы волнение, он не контролировал себя: «Ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе…». Он испытывал противоположные эмоции: то ему было страшно, то он говорил уверенно, даже с раздражением. А как Раскольников убил её?

Читайте также:  Входят ли в цену иска по гражданскому делу неустойка и пенятся валы

«Взмахнул обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила».

Эти противоречивые моменты будут прослеживаться на протяжении всего преступления. Конечно, это ещё не конец. Герой убил старуху, но от его рук погибла Елизавета, её сестра. В эти секунды он действовал решительно: «Он бросился на неё». Убит ни в чём не повинный человек, оказавшийся, как говорится, не в то время и не в том месте…

Какое место занимает этот эпизод в композиции романа? В первой части было описано преступление: то, как Раскольников решил пойти на убийство. как планировал, организовывал его и как совершил. Связывая композицию с названием произведения, можно сказать, что дальнейшие части – наказание. А этот эпизод – своеобразная точка отсчёта.

Раскольников выносил и впитал своим сознанием теорию, которая стала его наваждением. Именно благодаря ей он решился на смертельный грех. Все люди, по его мнению, делятся на две группы: высшие существа, гении, великие люди, подобные Наполеону (они правят миром, вершат судьбы, добиваются успеха и богатства) и простые “твари”, которые служат “материалом” для достижения целей теми, кто сильнее и умнее. Детище Раскольникова не даёт ему покоя, он страстно желает проверить, относится ли он к первой категории людей, сможет ли он стать Наполеоном?

Убийство не кажется ему чем-то противоестественным, греховным, если оно “приправлено” великими целями, достижением общих благ для большинства за счёт некоторого количества низших человекоединиц. Разрешив себе, таким образом, убить старуху, которая не просто “ненужный человек”, а скорее – “причина страданий” множества людей.

Мораль, совесть и обострённое чувство справедливости подсказывает Раскольникову,что она будет идеальной жертвой. “Она жизнь чужую заедает” – говорит студент во время спора с офицером о ценности жизни “злой, жадной” старушонки. “Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!” – на деньги, которые прячет старуха можно спасти множество людей от болезней нищеты, унижения и разбитых судеб. Тот факт, что Алёна Ивановна сама может помереть в любой момент, а её средства перейдут в монастырь, а не на благо неимущих подстёгивает Родиона выбрать именное её в качестве объекта проверки своей теории. Ему не жалко старуху, он искренне ненавидит её за жестокость, скупость, за образ жизни и за то, что она наживается на чужом горе.

Сочинение Причины преступления Раскольникова

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа “Преступление и наказание” Раскольников решился на совершение преступления. Оправдывать главного героя мы не будем, как и других преступников.
В начале романа, можно предположить, что Раскольников идет на преступления ради получения материальных благ старухи. Финансовое положение Раскольникова очень скудно, и он хочет стать богаче. Но, все равно, это не главная причина убийства. Он внушил себе в голову гипотезу, что люди делятся на два класса.

Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию. Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии.

Сочинение Почему Раскольников убил старуху-процентщицу

Всеми известное произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стало величайшим творением. Это трагедия не может оставить равнодушным даже самого скупого на чувства человека. Этот роман заставляет задуматься над проблемами, которые стоят перед каждым человеком, а так же даёт понять, что всё не настолько плохо. Человек может вынести любое испытание, кто-то однажды сказал, что « сильными не рождаются, сильными становятся» Жаль, что Раскольников так поздно это понял.

Главным героем данного произведения является Родион Раскольников, человек принадлежащий к низшему, бедному сословию. Он красив, умён, добр, но из-за нехватки средств Родиону пришлось покинуть университет и кое- как сводить концы с концами. Он зарабатывал на жизнь репетиторством, но вскоре он прекратил эту деятельность и единственным источником существования были деньги, которые присылала из дома мать. У Родиона нет ни знакомых, ни друзей, которые помогли бы ему в трудную минуту. И это состояние души довело главного героя до сумасшествия.

Предпосылки совершения преступления

Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины. В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет. Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет.

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей. Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Что здесь есть[править]

  • Боевой топор — знаменитое орудие убийства. Строго говоря, не боевой, а вполне себе плотницкий, да ещё и в первый раз использован как ударно-дробящее оружие — обухом вперёд. Вот Лизавете досталось уже лезвием. Он же и потайное оружие, так как носился Раскольниковым скрыто, с помощью петельки под пальто.
  • Буревестник фанатского сообщества: Аркадий Свидригайлов! Да, для одних он — извращенец, манипулятор, бездушный психологический садист и вообще полное чудовище, но для других — единственный из этого сумасшедшего цирка адекватный и трезвомыслящий человек без «тараканов» (ну, кроме разве что ещё хорошего парня Разумихина и следователя Порфирия Петровича) и, что уж говорить, способен на добрые поступки. Свидригайлов мармеладовских сирот пристроил.
  • Сам Родя Раскольников. Трагический герой или моральный урод без проблеска положительных черт (причем урод мелкий
    , что настраивает против него в том числе фанатов Свидригайлова выше)? Кое-кого изрядно подбешивает уже тот факт, что он смеет называть себя студентом, фактически, нигде не учась.
      Многие поклонники великолепных мерзавцев бьются в истерике от умственных способностей Раскольникова. Воплощение тропа «Умный — не значит мудрый» на все сто, причём в максимально уродливой форме.
  • А не преувеличение ли называть «моральным уродом без проблеска положительных черт» человека, который «из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища», «во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен», отдал последние деньги нищей семье Мармеладова, стал спасать изнасилованную пятнадцатилетнюю девочку от еще одного насильника, обратившись к полицейскому?
  • Соня Мармеладова — второй претендент. Готовая к самопожертвованию и бескорыстным поступкам непоколебимо чистая девушка или неприкрытая Мэри Сью-резонёр, которая волей самого Достоевского неспособна на ошибки и плохие поступки?
  • Буйный силач — Разумихин, человек роста довольно высокого (два аршина десять вершков — 185 см) и силы немалой. Да и при всём своём добродушии нередко буянит по пьяни, порой и до драк с городовыми доходит…
  • Великолепный мерзавец — Свидригайлов, нескучный и очень проницательный и, как ни странно, способный на добрые поступки.
  • Вербальный тик — манера Порфирия Петровича говорить со словоерсами.
  • Верхнее бельё — вот как выглядел Мармеладов при первой встрече с Раскольниковым: «Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая». А вот как сам Мармеладов говорит про Катерину Ивановну: «причешутся, воротничок там какой-нибудь чистенький, нарукавнички, ан совсем другая особа выходит».
  • Вечная загадка — отравил ли Свидригайлов свою жену Марфу Петровну? Сам он признался только в том, что готов был это сделать. И была ли Лизавета в момент смерти беременна? (Некоторые читатели утверждают, что да, была — на основании слов одного эпизодического персонажа, утверждавшего, что Лизавета беременела поминутно).
  • Гнусный алкаш — Мармеладов. Нет, он не злой и никого не бьёт, но, [сука!] потратить деньги, которые на панели заработала дочка-подросток, не на еду для больной жены и её детей от первого брака, а на водочку для себя, любимого? Да запросто!
  • Девственность — самое дорогое — «„А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!“ И часу в шестом Сонечка встала и с квартиры отправилась, а в девятом часу обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».
  • Доннерветтер унд сосиски — Амалия Липпевехзель, квартирная хозяйка Мармеладовых. Отчество же её — какая-то вечная загадка: Мармеладов называет её Амалией Фёдоровной, Катерина Ивановна — Амалией Людвиговной, а саму себя она изволит величать Амалией Ивановной.
      Мармеладов мог просто путать, а Катерина Ивановна явно говорит назло.
    Читайте также:  На какой счет относить НДС в 2023 г в бюджете
  • Драматическая болезнь — Катерина Ивановна страдает чахоткой, от которой, судя по всему, и умирает в конце романа.
  • Жертвенная старая коза, злая бабка и скупой рыцарь — процентщица.
  • Жертвенный агнец — её сестра.
  • Знахарский диагноз — Раскольников совершил преступление в состоянии горячки: лихорадка, перемежающаяся ознобом, с бредом и галлюцинациями, после чего пролежал четыре дня. Симптомы убедительно указывают на гриппозный психоз в острой форме.
  • Козёл с козлиным сердцем — Лужин.
  • Красивый — не значит хороший — Аркадий Свидригайлов. Красивый, дородный мужчина в расцвете лет — и при этом конченный извращенец и полное чудовище.
  • Маленький человек — Мармеладов.
  • Мета-пророчество — почти одновременно с выходом в печать первой главы (а точнее — за несколько дней до выхода, то есть о «заимствовании» говорить не приходится) было совершено очень похожее преступление: некий студент Данилов убил ростовщика и его служанку, неожиданно вошедшую в дом.
  • Момент характеристики — в первое знакомство с господином Лужиным читатель узнаёт, что он, во-первых, предпочитает невесту из небогатых, ибо жена должна почитать мужа за благодетеля, и во-вторых, что он прибыл в Петербург первым классом, отправив невесту в третьем классе для экономии. Прекрасный, прекрасный человек.
      Закадровый момент характеристики произошёл ещё раньше. Мать Раскольникова в письме рассказывает, что Лужин — «человек деловой и, кажется
      , добрый». Для тех читателей, у котор��х жанровая смекалка неразвита, автор подсветил устами самого Раскольникова.
  • На тебе! — есть сильные намерения полагать, что в образе Лужина Достоевский выставил Н. Г. Чернышевского с его теорией «разумного эгоизма»[1].
  • Названые братья — Соня Мармеладова и Лизавета в своё время обменялись крестами, став крестовыми сёстрами (вернее, Соня дала ей не крест, а нагрудный образок, но для ритуала это равноценная замена).
  • Наказание преступлением — несмотря на то, что Раскольников всё же был сослан в Сибирь за совершённые им убийства
    , мораль книги говорит о том, что куда худшее наказание — это всепоглощающая паранойя и не менее всепоглощающее чувство вины за свои действия, развившееся у него впоследствии.
  • Неудачная басня — для романа об угрызениях совести очень неожиданна фигура следователя Порфирия Петровича и его угроза разоблачить ГГ, если тот не сознается в убийстве сам. Кроме того, неясно, в чем именно состояло изначальное заблуждение Раскольникова. В идее, что есть некие особые люди, стоящие выше обычной морали и имеющие право проливать кровь? Или в надежде «уравновесить» убийство, потратив добытые деньги на благотворительность?
  • Ницшеанец-самоучка — ГГ.
  • Педофил — Свидригайлов. Строго говоря, не столько педофил (основной его страстью была вполне совершеннолетняя Дуня), сколько вообще развратник. Так что в малолетних девочках его привлекала больше запретность плода, ну и детская неопытность заодно.
  • Полное чудовище — Свидригайлов, конечно же!
  • Проходной двор и жить на проходе — жилище Мармеладовых, представляло собой проходное помещение анфилады, через которое в своё жильё проходили другие жильцы.
  • Птичку жалко — Мармеладов. То есть Достоевский пытался добиться такого эффекта, но у многих современных читателей смерть Мармеладова вызывает несколько иной отклик: «Сдох, наконец? Ну и слава Богу!»
  • Разумный паразит. «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими». Впрочем, всё это лишь пригрезилось главному герою.
  • Самоуверенный мерзавчик — Лужин.
      В чём-то и сам Родя Раскольников, если задуматься.
  • Серобуромалиновая мораль — по мнению Свидригайлова, её носителем является сам Раскольников: «Убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало».
  • Скупой рыцарь — старуха процентщица.
  • Смищной аксэнт — речь квартирной хозяйки Мармеладовых Амалии Людвиговны Липпевехзель передана включает характерные ошибки и ненамеренное словотворчество человека, плохо знающего русский язык.
  • Ты знаешь, кто я — разговор между Раскольниковым и Соней, в котором первый признаётся, что знает убийцу старухи-процентщицы, и подталкивает вторую догадаться, что это он.
  • Характерное имя:
      Родион Романович Раскольников — решительная аллитерация трёх Р в имени, отчестве и фамилии. Кроме того, русские раскольники, давшие имя роду героя, отличались решительностью и храбростью, но упорствовали именно в косности и отсталости, шли на муки и сопротивлялись официальной церкви по таким нелепым вопросам, как «двумя или тремя пальцами креститься». Нельзя не признать, что все семейство Раскольниковых отличается тем же бунтарским упорством и по таким же бредовым поводам. А ещё Родион Романович два черепа топором расколол!


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *