Как на УСН отразить поступление и расход субсидии по Постановлению N 1513?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как на УСН отразить поступление и расход субсидии по Постановлению N 1513?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов

Субсидии на привлечение трудовых ресурсов, которые вы получили в соответствии со ст. 22.2 Закона о занятости, учитывайте в доходах точно так же, как и субсидии самозанятым ‒ постепенно в течение трёх календарных лет в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть субсидии, то её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Но если вы нарушите условие на получение этих денежных выплат, то в доходах придётся включать её полностью в том периоде, когда произошло нарушение (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Для тех, у кого объект имеет вид «Доходы» остаётся неоднозначным вопрос, как правильно учитывать финансовую поддержку в доходах: облагать только разницу, не покрытую расходами, или всю субсидию.

Более подробную информацию и ответы на другие интересующие вопросы можно найти в СПС КонсультантПлюс.

Главой 26.2 НК РФ установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ. Средства финансовой поддержки в виде субсидий плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более чем в двух налоговых периодах с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит размер признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между ними в полном объеме включается в состав доходов данного налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется «упрощенцами», выбравшими в качестве объекта налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов, так и доходы. Последние помимо ведения учета сумм таких выплат (средств) должны вести еще и учет осуществленных расходов за счет этих средств (абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, Письма Минфина России от 28.03.2013 N 03-11-11/120, от 24.02.2012 N 03-11-11/58).

В общем случае датой получения доходов при «упрощенке» признается, в частности, день поступления денежных средств на счета в банках (кассу) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Однако в отношении предоставленных субсидий, как видим, доходы формируются по мере возникновения расходов. Таким образом, при получении субсидий «упрощенцу» необходимо отражать как полученные суммы, так и произведенные расходы, финансирование которых осуществляется за счет субсидий.

В течение двух налоговых периодов со дня получения субсидии ему надлежит включать сумму (часть суммы) полученной финансовой помощи в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. Налоговая база, как видим, по этим операциям будет равняться нулю.

Если же к окончанию второго налогового периода часть субсидии (или субсидия полностью) останется неизрасходованной, то ее сумму необходимо включить в доходы на конец второго (следующего за годом поступления субсидии) года. Именно неизрасходованную часть, поскольку израсходованная часть уже к этому моменту должна быть учтена в составе доходов, ведь она была использована на финансирование расходов, которые, в свою очередь, уже включены в состав расходов в целях налогообложения.

Главой 26.2 НК РФ не предусмотрено ведение отдельной книги по учету доходов в виде полученных финансовых средств, а также представление в налоговые органы специального отчета о целевом расходовании средств субсидии (Письмо Минфина России от 28.02.2012 N 03-11-11/59).

— использованных на приобретение основных средств

За счет субсидии «упрощенец» может приобрести объект основных средств. Учет субсидии в доходах в этом случае несколько отличается от общего случая, ведь порядок учета и признания расходов на приобретение основных средств также несколько иной. Затраты на приобретение объекта основных средств учитываются в составе расходов с момента ввода его в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Основываясь на этих нормах, финансисты настойчиво рекомендовали расходы на приобретение основных средств, произведенные за счет субсидии, полученной в соответствии с Законом N 209-ФЗ, отражать в составе расходов с момента ввода объекта в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. В суммах, равных расходам, отражается в составе доходов и полученная сумма субсидии (Письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-11-11/121).

Читайте также:  Сколько ульев можно держать на участке в деревне в Башкирии

Пример 2. «Упрощенцем» с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» в марте 2013 г. получена субсидия в виде целевых бюджетных денежных средств для возмещения финансовых затрат на организацию собственного бизнеса (на приобретение основных средств) в размере 200 000 руб. В конце этого месяца налогоплательщиком перечислено за основное средство 225 000 руб., поставка его осуществлена в апреле, в этом месяце объект введен в эксплуатацию.

Вы продаете товары, приобретенные за счет субсидии

В момент получения от покупателя денег за проданные товары вам нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаров. А в расходы включить покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии .

Пример. Заполнение КУДиР при продаже товаров, приобретенных за счет субсидии

УСЛОВИЕ
25 июля 2014 г. организация получила субсидию в сумме 200 000 руб. В августе на эту сумму закупила товары. Покупателям эти товары реализованы 8 сентября на сумму 250 000 руб.

РЕШЕНИЕ
В этом случае на дату реализации (08.09.2014) в разделе I КУДиР нужно сделать такие записи.

Как видим, в результате получается, что:

— сумма субсидии освобождена от налогообложения, поскольку доходы равны расходам;

— под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без уменьшения ее на покупную стоимость товаров. Ведь они закуплены за счет субсидии.

Является ли доходом субсидия на оплату ЖКХ

Вправе ли организация для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, учесть расходы по реконструкции квартиры, в т.ч. Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включают. Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

При этом до 1 января 2011 года к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Согласно статье 6 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не устанавливалось БК РФ.

Учет бюджетных субсидий на УСН

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.

Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридичес­ким лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:

— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.

Читайте также:  Минтруд назвал размер пособия по безработице на 2023 год

Является ли доходом субсидия на оплату ЖКХ

Вправе ли организация для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, учесть расходы по реконструкции квартиры, в т.ч.
Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включают. Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

При этом до 1 января 2011 года к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Согласно статье 6 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не устанавливалось БК РФ.

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 В«Учет государственной помощиВ». Организации, применяющие В«упрощенкуВ», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

— текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

20 декабря на расчетный счет Организации поступила субсидия на нерабочие дни в размере 25 584 руб.

Организация приняла решение компенсировать за счет средств субсидии расходы на заработную плату за декабрь 2022 года, а также применить льготу по НДФЛ и страховым взносам в декабре.

За декабрь начислена зарплата двум сотрудникам:

  • Гордеев Н. В. — 22 792 руб., вычетов по НДФЛ нет;
  • Дроздов О. В. — 22 792 руб., вычетов по НДФЛ нет.

Рассмотрим порядок начисления на примере одного из них.

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
КУДиР
Поступление субсидии на расчетный счет
20 декабря 51 86.01 25 584 Поступление субсидии на расчетный счет Поступление на расчетный счет — Прочее поступление
Начисление заработной платы и страховых взносов (затраты за счет субсидии)
31 декабря 26 70 20 000 Начисление зарплаты Начисление зарплаты
26 70 25 584 Начисление зарплаты за счет субсидии
70 68.01 2 600 Удержание НДФЛ
26 69.01 580 Начисление взносов в ФСС
26 69.03.1 1 020 Начисление взносов в ФОМС
26 69.11 91,17 Начисление взносов в ФСС НС и ПЗ
26 69.02.7 4 400 Начисление взносов в ПФР
Исправление регистра УСН
31 декабря Записи в регистр Расходы УСН Операция, введенная вручную — Операция
Отражение субсидии в доходах БУ
31 декабря 86.01 91.01 25 584 Отражение субсидии в доходах БУ Операция, введенная вручную — Операция
Выплата зарплаты и перечисление взносов
19 января 26 091,17 Расход. Сумма заработной платы и взносов Отчет Книга доходов и расходов УСН

Расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы (примеры)

  • Расходы на приобретение имущественных прав по договору уступки права требования.
  • Затраты на покупку жилья в строящемся доме на основании договора долевого участия.
  • Если организация доставляет продаваемые товары покупателям почтовыми отправлениями, то почтовые расходы, которые она оплачивает учреждениям связи при возврате невыкупленных товаров, не учитываются для целей налогообложения при УСН.
  • Расходы по уплате денежных средств банку за приобретение права требования задолженности с организации — должника по кредитному договору.
  • Расходы на подписку на газеты, журналы и другие периодические издания.
  • Плата за право пользования земельным участком (сервитут).
  • Расходы по оплате банку комиссионного вознаграждения за изготовление банковских карт.
  • Расходы по добровольному страхованию.
  • Расходы по приобретению доли участия в уставном капитале другой организации.
  • Затраты на участие в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров.
  • Расходы на оплату обучения детей сотрудников.
  • Часть остаточной стоимости основных средств, не приобретенных обществом и не оплаченных, а внесенных учредителями общества в качестве вклада в уставный капитал.
  • Затраты на световые вывески, не содержащие сведений рекламного характера.
  • Затраты на приобретение земельного участка.
  • Расходы на оплату услуг по предоставлению работников сторонними организациями.
  • Расходы на проведение специальной оценки условий труда.
  • Списанные безнадежные долги.
  • Штрафы, пени и неустойки, уплачиваемые должником за нарушение договорных обязательств.
  • Услуги по управлению организацией, применяющей УСН.
  • Суммы добровольно уплаченных пенсионных взносов — их индивидуальный предприниматель не вправе включать в состав расходов.
  • Расходы, связанные с реализацией основного средства.
  • Расходы в виде платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
  • Расходы на погашение займа.
  • Расходы на приобретение питьевой воды, кулера, на обеспечение иных нормальных условий труда.
  • Стоимость продуктов для кофе-паузы, предоставляемых бесплатно.
  • Расходы на уборку снега и его вывоз с территории организации.
  • Суммы, связанные с переоценкой драгоценных металлов.
Читайте также:  Где подавать на гражданство в Москве в 2023 году

Минимальный налог при УСН «доходы минус расходы»

Если предприятие, работающее по схеме «доходы минус расходы», почти не имеет прибыли, то налоговая ставка для него может быть изменена. Например, если налог организации, работающей по схеме «доходы минус расходы», по итогам года оказался меньше 1% ее доходов, то ей нужно будет уплатить минимальный налог.

Законодатель исходит из следующей логики: раз предприятие получило доход, следовательно, оно является действующим, и нужно заплатить налоги, даже если по схеме «доход минус расход» платить почти не с чего.

Чтобы определить сумму налога, законодатель разработал специальную формулу. Каждый год перед подачей итоговой декларации организации, которая платит налоги по схеме «доходы минус расходы», необходимо проверить следующее неравенство:

доходы минус расходы * ставка УСН

Если данное неравенство сходится, то предприниматель, работающий по схеме «доходы минус расходы», обязан уплатить налог не в размере 15% с прибыли, а в сумме 1% от общего дохода. Это и является минимальным налогом для УСН «доходы минус расходы».

Следует отметить, что в некоторых регионах ставка налога по схеме «доходы минус расходы» в 2020 г. снижена и составляет не 15%, а от 5% до 10%. Вот список этих регионов:

  • 5% — Ленинградская область, Чеченская республика, Тюменская обл.;
  • 7% — Санкт-Петербург, Кабардино-Балкария;
  • 10%— Республика Крым, Севастополь, Камчатка.

Кроме того, в 78 из 89 регионов России есть возможность снизить налог по схеме «доходы минус расходы», если предприятие занимается теми видами деятельности, которые местные власти посчитали нуждающимся в поддержке. В этом случае ставка налога может составлять от 3 до 12%. Если вы хотите сократить расходы на налоги вашего предприятия, то можете узнать о льготных ставках в вашем регионе.

Формирование стоимости товаров

Понятие стоимости товаров для «упрощенцев» в гл. 26.2 НК РФ не раскрывается. Также в гл. 26.2 нет отсылок к гл. 25 НК РФ, в которой определены правила формирования стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

Стоимость товаров формируется исходя из их цены, уплаченной поставщику согласно договору. Остальные расходы, понесенные покупателем при приобретении и реализации, в стоимость товаров не включаются и списываются отдельно.

Кроме того, из стоимости товаров (цены товаров) следует вычесть НДС, уплаченный продавцу, т. к. списание налога на основании подп. 8, 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ производится по отдельной статье расходов. Сумма уплаченного НДС показывается в отдельной строке Книги учета доходов и расходов (письма Минфина России от 18.01.2010 № 03-11-11/03, от 02.12.2009 № 03-11-06/2/256).

Стоимость товаров признается расходом при условии расчета за них с поставщиком и только после их реализации покупателю. Получения оплаты от покупателя дожидаться необязательно.

Основные средства куплены в период применения УСН

Чтобы включить в расходы стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН, они должны быть оплачены, введены в эксплуатацию и использоваться для извлечения дохода. Если фирма приобрела (соорудила, изготовила) основные средства, уже работая на «упрощенке», то в составе расходов она должна учесть их по первоначальной стоимости.

Определять первоначальную стоимость основных средств нужно по правилам бухгалтерского учета. Так сказано в пункте 3 статьи 346.16 Налогового кодекса. Следовательно, первоначальной стоимостью основных средств признается как сумма фактических затрат фирмы на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01), так и затраты на доведение основных средств до фактической готовности к эксплуатации.

Кто может получить субсидию

Для того, чтобы получить субсидию ваша фирма должна относиться к начинающим, т.е. её возраст не должен превышать одного года, в некоторых программах двух лет. Сфера вашей деятельности должна быть приоритетной для региона, иначе чиновники не будут заинтересованы в предоставлении вам средств на развитие, и ваши шансы будут малы. На сайтах территориальных центров поддержки малого предпринимательства иногда публикуют список видов деятельности.

Также одним из значимых условий является использование выделенных средств только по целевому назначению. Это значит, что вы не сможете распоряжаться полученными деньгами так, как сами захотите или посчитаете нужным. Придется строго придерживаться бизнес-плана. Срок пользования деньгами ограничивается по времени, как правило, одним-двумя годами.

Большинство программ на предоставление субсидий имеют условие, которое заключается в том, чтобы вложенные инвестиции самого предпринимателя в проект составляли определенную долю от суммы субсидии. Например, вложенные средства самой организации в проект должны быть не менее 60% от суммы запрашиваемой субсидии. Процент устанавливается условиями каждой программы.

И, конечно, все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *