Информационный центр по упрощению процедур торговли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информационный центр по упрощению процедур торговли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

В каких случаях счёт-фактура не нужна

Есть ситуации, когда оформление счета-фактуры не является необходимым, а сделка подтверждается другими документами: счетом на оплату, накладными и др. Можно не озабочиваться счетом-фактурой, если:

  • сделка не подлежит обложению НДС (ст. 149, 169 НК РФ);
  • предприятие реализует физическим лица товары в розницу за «кэш» (для подобных сделок достаточно бланка строгой отчетности или чека из кассы);
  • предприниматели находятся на специальных налоговых режимах (упрощенке, вмененке, ЕСХН, имеют патент);
  • юридическое лицо отдает товар своему сотруднику безвозмездно (на основании письма Министерства финансов РФ от 08 февраля 2016 г. № 03-07-09/6171);
  • планируется поставка товаров, и на нее получен аванс (при этом данный товар производят не дольше полугода, либо покупатель не платит НДС, либо для сделки предусмотрена нулевая ставка по данному налогу, например, товар идет на экспорт).

Что и кто облагается «экспортным» НДС

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.

Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.

Комментарий к ст. 169 НК РФ

Внимание!

Абзацем 3 пункта 2 статьи 169 НК РФ установлено, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 данной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Согласно последним разъяснениям финансового ведомства (письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-09/11863) нормами главы 21 НК РФ указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) (например, должности уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру) не запрещено.

Как следует из письма ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, глава 21 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов. Указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом.

Внимание!

При приобретении товаров обособленными подразделениями необходимо учитывать, что такие подразделения российских организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются.

Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) приобретаются организацией через свои обособленные подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) выписываются на имя организации. При этом по строке 6б счета-фактуры «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП соответствующего подразделения (письмо Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/55).

Актуальная проблема.

В правоприменительной практике часто возникают вопросы о праве налогоплательщика на возмещение НДС по сделкам, совершенным с недобросовестными контрагентами, которые не соблюдают налоговое законодательство.

Судебная практика.

Суды по данному вопросу занимают сторону налогоплательщика, ссылаясь на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в соответствии с которым представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Исходя из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2013 N А32-13720/2012 указание в счетах-фактурах контрагента юридического адреса при несовпадении его с фактическим местом нахождения организации не может повлечь для контрагента негативных последствий, так как адреса в спорных счетах-фактурах согласно выпискам из ЕГРЮЛ на момент совершения хозяйственных операций и выставления счетов-фактур являлись юридическими адресами контрагентов налогоплательщика.

В Постановлении от 18.11.2011 N А68-14612/09(2) ФАС Центрального округа, признав представленные индивидуальному предпринимателю контрагентом документы содержащими все необходимые реквизиты и соответствующими требованиям, предъявляемым налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете, обратил внимание, что налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанность выяснять, соответствует ли фактическое местонахождение поставщиков адресам, указанным в их учредительных документах, устанавливать действительных руководителей этих организаций и исследовать достоверность подписей на первичных документах.

Читайте также:  Взносы ИП за себя 2023 году фиксированные

Материалами дела подтверждается, что контрагент налогоплательщика зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, а также состоит на учете в налоговом органе.

Недобросовестность контрагента организации (отсутствие по юридическому адресу, непредставление отчетности в налоговый орган по месту налогового учета) сама по себе не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Выявление налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности поставщиков (подрядчиков) как налогоплательщиков, является основанием для применения к этим лицам мер, предусмотренных действующим законодательством, но не влечет автоматического признания покупателя их товаров (работ, услуг) недобросовестным налогоплательщиком.

Актуальная проблема.

На практике зачастую возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу правильности заполнения счета-фактуры. В частности, имеет ли право налогоплательщик на налоговые вычеты, если в счете-фактуре неверно указан идентификационный номер покупателя.

Судебная практика.

Большинство судов по данному вопросу занимает позицию, согласно которой неправильное указание ИНН покупателя не является существенным нарушением требований налогового законодательства и не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

Как следует из Постановления ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/11365-10, судами нижестоящих инстанций установлено, что подрядчиком вследствие технической ошибки в счетах-фактурах неверно указан ИНН заказчика. В то же время ИНН заказчика известен налоговому органу, поскольку он состоит у него на учете, что подтверждается соответствующим свидетельством. При этом иные реквизиты счетов-фактур заполнены верно, что позволяет идентифицировать зак��зчика в качестве покупателя работ (услуг). Кроме того, ИНН заказчика правильно указан в договоре, заключенном с подрядчиком, дополнительных соглашениях к нему, платежных поручениях, актах сдачи-приемки выполненных работ.

Счет-фактура: оформление, выдача, приемка

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Кто и в каких случаях заполняет раздел 4

Отчетная декларация по НДС с 0 ставкой подается, если налогоплательщик реализует товары на экспорт. Экспортные операции облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0%. Но чтобы получить льготы, следует направить в ИФНС пакет документов в течение 180 дней с момента начала экспортных таможенных процедур (п. 1 ч. 1 ст. 164 НК РФ). Перечень таких документов приведен в ст. 165 НК РФ.

Но сопроводительных документов недостаточно. На льготу влияет и вид товаров, которые налогоплательщик поставляет в другие государства:

В приказе № ММВ-7-3/558@ закреплено, как правильно заполнить раздел 3 и раздел 4 декларации по НДС: в блоке 3 рассчитывают сумму налога по операциям, которые облагаются по ставкам из пп. 1-4 ст. 164 НК РФ. А налог на добавленную стоимость, связанный с экспортными поставками сырья, отражают в специальных разделах декларации. Блок 4 заполняют по всем операциям вывоза, для которых подтверждены права на налогообложение по ставке 0%. То есть если налогоплательщик успел подать подтверждающие документы в течение 180 дней с момента вывоза (отгрузки) продукции, он показывает налоговый вычет и налогооблагаемую базу по нулевой ставке в разделе 4. Информацию отражают в отчете за период, на который выпадет дата сбора документации (письма Минфина № 03-07-08/4169 от 15.02.2013, № 03-07-08/41 от 16.02.2012).

А вот когда заполняется раздел 5 декларации по НДС — если налогоплательщик в текущем моменте получил права на вычет по документам, которые собрал раньше. Снова подавать обосновывающую документацию в ИФНС не требуется (п. 1 ст. 164 НК РФ).

Блок 6 заполняют, если закончился 180-дневный срок, отведенный на сбор документации, а налогоплательщик подготовил не все бумаги. В такой ситуации на экспортные товары начисляют обычный (не льготный) налог на добавленную стоимость. Если в следующем налоговом периоде плательщик соберет все сопроводительные документы, то он вправе возместить доначисленный налог и отразить его в блоке 4 декларации.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить декларацию по НДС при экспорте. Используйте эти инструкции бесплатно.

НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).

Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

Ошибка 2: компания подтверждает нулевую ставку не теми реестрами

Есть 14 реестров, которыми можно подтвердить нулевую ставку НДС в зависимости от вида сделки (приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427).

С апреля 2020 года появится ещё два реестра для подтверждения следующих операций:

Приказ ФНС, который утверждает форму и формат этих документов, принят, но пока не опубликован.

В таком обилии трудно сориентироваться, и налогоплательщики часто выбирают реестр, которые не соответствует совершенной сделке.

Для сокращения подобных ошибок мы разработали таблицу, по которой можно сверить наименование реестра с соответствующими кодами операций. Напомним: значения кодов операций отражены в Приложении № 4 к Порядку заполнения декларации по НДС (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

№ п/п Наименование реестра КНД Нормативный документ Коды операций, которые используются в реестре
1 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155110 Форма — приложение № 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 16 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010428
1010429
1010431
1010434
1010439
1010452
1010453
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
2 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155119 Форма — приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 17 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010430
1010454
3 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 статьи 165 НК РФ 1155121 Форма — приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 18 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010431
4 Реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155120 Форма — приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 19 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010428
1010429
1010452
1010453
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
5 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 (за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3, абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1), подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155111 Форма — приложение № 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 20 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010434
1010439
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
6 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 и абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ 1155117 Форма — приложение № 6 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 21 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010442
7 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ 1155112 Форма — приложение № 7 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 22 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010424
1010425
1010426
1010427
1010435
1010436
1010467
1010468
1010469
8 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155113 Форма — приложение № 8 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 23 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
9 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155114 Форма — приложение № 9 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 24 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
10 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 НК РФ 1155115 Форма — приложение № 10 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 25 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010433
1010437
1010451
1010467
1010468
1010469
1010482
1010483
1010484
1011407
1011408
1011409
11 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 165 НК РФ 1155122 Форма — приложение № 11 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 26 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010440
1010441
12 Реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 статьи 165 НК РФ 1155123 Форма — приложение № 12 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 27 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1011471
13 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5 (за исключением абзаца пятого) и 5.1 статьи 165 НК РФ 1155116 Форма — приложение № 13 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 28 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010439
1010443
1010444
1010445
14 Реестр перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 6 и 6.1 статьи 165 НК РФ 1155118 Форма — приложение № 14 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 29 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010408
1010455
Читайте также:  Субсидии от государства на покупку жилья 2023 году

Счет-фактура: оформление, выдача, приемка

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

В 2020 году в форму документа были внесены изменения. Так, обязательным реквизитом является код вида товара ТН ВЭД, который необходим для надзора над вычетами по сырьевой группе товаров. При сырьевой группе вычет принимается в старом порядке, а при операциях с несерьевыми товарами вычет проводится по новой форме. Обязательным для указания в документе стал код вида товара ТН ВВЭД. Это связано с тем, что данный код необходим для мониторинга вычетов по товарам сырьевой группы, которые принимаются в старом порядке. Все другие товарные группы оформляются по действующей форме.

Читайте также:  Как получить международные права 2023 водительские в России

В новых счетах необходимо указывать адрес, который должен соответствовать данным из ЕГРЮЛ. Ранее было достаточно указать реквизиты из учредительных документов, теперь новые правила обязывают вносить соответствия и в счет-фактуру, и в базу ЕГРЮЛ.

Оформление счет-фактуры при отгрузке товаров

Образец заполнения счет-фактуры начинается с момента составления документа и его порядкового номера. Затем указывается наименование продавца, покупателя, их юридические адреса, КПП или ИНН. Причем адреса и наименование вписываются согласно тем, которые указаны в регистрационных документах, т. е. юридические. Наименование можно указывать и в сокращенной форме. Если продажа товаров осуществляется из обособленных подразделений (ОП) продавца в такие же подразделения покупателя, тогда в счете-фактуре указываются КПП этих ОП.

Далее указывают номер платежного документа, если был получен аванс наличными за будущую поставку, затем вписывают валюту платежа и ее цифровой код, пишут наименование товаров, как указано в накладной, договоре, акте. В соседних графах с наименованием указывается количество, единица измерения, цена за единицу без НДС, сумма НДС с копейками без округления, совокупная стоимость товаров с НДС и без учета НДС.

Образец заполнения счет-фактуры для импортных товаров имеет аналогичный вид, только в графах еще отображают цифровой код товаров, страну происхождения, номер таможенной декларации, с помощью которой товары ввозятся в РФ. В том случае, если импортный товар будет перепродаваться, можно вписать эти данные из документа поставщика.

Немного об отдельных реквизитах счета-фактуры

Нарушение в нумерации счетов-фактур не может являться основанием для отказа в вычете сумм налога у контрагента, поскольку присвоенные не в хронологическом порядке номера счетов-фактур не препятствуют «налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога» (абз. 2 п. 2 статьи 169 НК РФ).

Если бухгалтер обнаружил сбой в нумерации счетов-фактур, то во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуется составить бухгалтерскую справку и указать причины нарушения хронологии в присвоении номеров счетам-фактурам. Данную справку следует приложить к книге продаж. И хотя ответственности за нарушение нумерации счетов-фактур законодательством не установлено, такая справка позволит не забыть, почему именно в этом месяце (квартале) была присвоена именно такая нумерация.

Некоторые реквизиты содержат такие показатели, при заполнении которых необходимо применять соответствующие коды единиц измерения. К ним относятся:

  • наименование валюты;
  • единицы измерения отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
  • страна его происхождения.

Порядок заполнения по строкам

Счет-фактура заполняется по Правилам, которые утверждены постановлением правительства от 26.12.2011 № 1137. Там нужно указать:

  • Порядковый номер и дату составления — строка 1. Документы нумеруются по порядку, по возрастанию. Храниться они должны в хронологическом порядке — по дате выставления или по дате получения. Срок хранения счетов-фактур и накладных — не менее четырех лет с даты последней записи.

  • Сведения о продавце — строки 2, 2а и 2б. Название, адрес, ИНН и КПП продающей стороны. Адрес указываются в счете-фактуре по ЕГРЮЛ, подробно, без сокращений, которые допустимы в учредительных документах. Нарушение этого правила может стать основанием для лишения вычета.

  • Сведения о грузоотправителе и грузополучателе — строки 3 и 4. Указывается только при продаже товаров. При реализации услуг или выполнении работ ставится прочерк. Если продавец и есть отправитель груза — в этой строке пишется «Он же».

  • Сведения об оплате — строка 5. Заполняется при продаже в счет ранее полученной предоплаты. Там указывают номер и дату платежно-расчетного документа. Если предоплаты не было, ставится прочерк.

  • Информация о документе об отгрузке — строка 5а. Там указываются номер и дата документа об отгрузке товаров, на основании которого составлен счет-фактура. Это могут быть товарная накладная, акт оказанных услуг, УПД и т.д.

  • Сведения о покупателе — строки 6, 6а и 6б. Продавец должен указать полное или сокращенное наименование покупателя по учредительным документам, адрес покупателя, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или место жительства предпринимателя, а также ИНН и КПП покупателя.

  • Валюта и ее код — строка 7. Счет-фактура выставляется в той денежной единице, в которой выражены цены и расчеты по договору.

  • Сведение о госзаказах — строка 8. Заполняется при работе с госзаказами. В противном случае ставится прочерк или строка оставляется пустой.

  • Сведения о товаре. В табличной части нужно указать наименование товара или описание работ, услуг, переданных прав. При вывозе товаров в страны ЕАЭС в графе 1 (а) счета-фактуры указывайте код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

    В графах 2 и 2а указываются единицы измерения отгруженной продукции. Это код и определенное условное обозначение согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения. Но проставлять единицы измерения необходимо, только если их можно определить. Когда указывать нечего, например, при реализации услуг, ставятся прочерки. Графы 10 и 10а «Страна происхождения товара» и графу 11 «Регистрационный номер таможенной декларации» заполняются только по иностранным товарам.

  • Цена и стоимость товара. В графе 4 ставится цена за единицу измерения без учета налога. Указывается в том случае, когда возможно ее указать, иначе ставится прочерк. В графе 5 указывается стоимость товаров, работ, услуг без учета налога.

  • Ставка и сумма налога. В графе 7 отмечается размер налоговой ставки, в графе 8 — сумма налога в рублях и копейках, полная, без округления, в графе 9 — стоимость всего количества или объема товара с учетом суммы налога.

  • РНПТ (регистрационный номер партии товаров, подлежащих прослеживаемости). Заполняется в графе 11 по импортным товарам из списка. Либо там указывается регистрационный номер таможенной декларации для прочих товаров.

    В одном документе можно указать сведения как по прослеживаемым, так и не по прослеживаемым товарам. В графе 12 и 12а указывают единицу измерения товара. Она определяется по ОКЕИ. В графе 13 — количество товара, подлежащего прослеживаемости.

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *