Пенсионная реформа: что будет с пенсиями россиян с 1 января?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионная реформа: что будет с пенсиями россиян с 1 января?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста в России от 03.10.2018 № 350-ФЗ. Документ уже был официально опубликован на государственном интернет-портале правовой информации. В окончательном виде он был принят депутатами Госдумы еще 27 сентября большинством голосов (333 голоса «за» и всего 82 «против»). Ранее во втором чтении депутаты рассмотрели основные поправки к пенсионной реформе (в том числе предложенные Президентом, которые были приняты единогласно). Принятый закон был одобрен Советом Федерации 3 октября.

Пенсионная реформа — 2020: новые изменения с 1 января и их особенности

Возраст выхода на пенсию (65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин по итогам принятия закона) начал постепенно повышаться с начала 2019 года. Рост по планам будет происходить поэтапно в течение первых 10 лет реформы, с 2028 года увеличение будет реализовано в полном объеме.

Это значит, что пенсионный возраст в России с 2020 года уже будет видоизменен, и не все, кто планировал в этот год выйти на заслуженный отдых, смогут это сделать. Есть отдельные категории граждан, на которых будут распространяться льготы переходного периода.

На 2020 год, повышение пенсионного возраста составит уже год. И люди не старше 1965 и 1960 года рождения — женщины и мужчины соответственно, смогут выйти на пенсию только после наступления нового года. Им будет не меньше 56 и 60 лет, то есть, на пенсию люди выйдут на год позже, что уже существенно. Хотя, по старому законодательству они уже год могли бы получать пенсию, но реформа не велит.

К слову, именно с 1 января 2020 года в России пройдет плановая индексация всех пенсий – и страховых, и социальных по старости. Индексация составит 6,6%.

В 2022 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат

Индексация пенсии неработающих пенсионеров произошла с 1 января 2022 года — на 5,9%, в результате чего средний размер страховой пенсии по старости превысил 17 тыс. рублей. Однако в связи с тем, что фактическая инфляция по итогам 2021 года составила 8,39%, страховые пенсии по старости были доиндексированы до 8,6% после соответствующих корректировок законодательства. Таким образом средний размер страховой пенсии по старости в текущем году составит 18 984 рубля.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента с 98,86 рублей до 107,36 рубля и размер фиксированной выплаты — с 6 044,48 до 6 564,31 рубля. Это основная, базовая часть пенсии, гарантированная государством.

Ожидается, что с 1 апреля социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению будут проиндексированы не менее чем на 7,7%.

С 1 августа ПФР и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Размер повышения рассчитывается индивидуально, однако не может превышать трех пенсионных коэффициентов. Соответственно размер прибавки не превысит 322,08 рублей.

Будет ли увеличен возрастной порог выхода на пенсию для сотрудников МВД и военных

О военнослужащих в новом законе нет никакой информации. Как будут обстоять дела с пенсиями у военных и работников МВД?

Об изменениях в пенсионном законодательстве для сотрудников силовых ведомств речь идет уже давно, но пока новый закон еще не принят и не одобрен. Предполагается, что работникам МВД повысят выслугу лет с 20 лет до 25. Та же участь ожидает и военнослужащих.

Напомню, что пенсия по выслуге лет и социальные выплаты по старости – это разные виды выплат. Силовики и военные имеют право на те и другие довольствия от государства. Если новый закон будет одобрен, вряд ли это вызовет восторг среди военных и представителей силовых структур.

Что говорят реальные люди о пенсионной реформе

Наиболее популярная мысль на этот счет – отнять деньги у олигархов, раз их не хватает в бюджете на пенсии. Пусть они продадут свою многочисленную недвижимость по всему миру, яхты и бриллианты и поделятся деньгами с бабушками и дедушками. Мера, конечно, действенная, но вряд ли она спасет бюджет. Для стабильной работы пенсионной системы в фонды нужны стабильные, а не единоразовые поступления.

В целом большая часть населения высказывается о реформе крайне отрицательно.

Вот цитаты людей о новом законе:

«Только в России люди, которые пахали всю жизнь, вынуждены нищенствовать в старости».

«Сытый голодного не поймет – они там в Правительстве совсем от жизни отстали».

«Приходится надеяться на чудо, на авось или на детей – от государства поддержки не будет, это ясно».

«Лучше уехать из этой страны задолго до пенсии».

Подобных высказываний, в том числе, более резких по форме, – тысячи на форумах и в соцсетях. Однако разумный выход из ситуации только один – самостоятельно заботиться о своих будущих доходах.

Суть пенсионной реформы, предлагаемой Правительством РФ

Новая пенсионная реформа 2018 в России предусматривает изменение установленного по состоянию на 2018 год возраста приобретения правомочия на назначение страховой пенсии по старости и возраста приобретения правомочия на пенсию по государственному обеспечению.

Читайте также:  Детский билет на электричку до какого возраста

Основные изменения, конечно же, коснутся тех, кто сейчас работает официально, “зарабатывает” как можно больше пенсионных баллов (ИПК) и претендует на назначение пенсии по старости.

Сейчас граждане выходят на пенсию в соответствии с возрастом, указанным в ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400. Он составляет:

  1. 60 лет – для мужчин;
  2. 55 лет – для женщин.

Некоторые категории лиц имеют правомочие на назначение пенсии ранее общеустановленного возраста (например, работники горячих цехов, водители троллейбусов и др., подробнее см. ст. 30, 31 и 32 ФЗ № 400).

После же 1 января 2019 планируется планомерно повышать пенсионный возраст как для мужского, так и для женского пола.

В п. 8 ст. 4 Законопроекта можно посмотреть таблицу, из которой становится ясно, каким же образом будет происходить повышение пенсионного возраста.

Разумеется, такие масштабные изменения не могли пройти незамеченными у народа. Многим гражданам нашей страны не понравились поправки, предлагаемые Правительством, что вылилось в многочисленные митинги и шествия, замеченные во многих уголках нашей страны.

Статистика отношения людей к проводимым изменениям “говорит” сама за себя:

Организация, проводившая опрос общественного мнения Количество респондентов Отношение к реформе
Положительное Отрицательное Безразличное Затруднились с ответом
ФОМ 1500 6 процентов 80 процентов 10 процентов 3 процентов
Левада-Центр 1600 7 – 8 процентов 89 – 90 процентов 3 процентов
Ромир 1500 8 процентов 92 процентов

Кроме этого, общее доверие граждан к Президенту и Правительству резко снизилось – например, рейтинг единороссов упал на 15,7 % (в начале года был 53,2 %, сейчас – 37,5 %).

Последствия пенсионной реформы – позитивные и негативные

У пенсионной реформы множество сторонников и противников.

Среди сторонников:

  • Д.А. Медведев;
  • большинство членов политической партии “Единая Россия”;
  • В. И. Матвиенко;
  • Председатель Счетной Палаты А. Л. Кудрин;
  • Министр финансов А. Г. Силуанов.

Ярые противники реформы:

  1. практически все члены партии КПРФ во главе с Зюгановым, Справедливая Россия, ЛДПР и прочие оппозиционеры;
  2. Наталья Поклонская;
  3. О. В. Шеин;
  4. Конфедерация труда России (КТР);
  5. ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России – прим. ред.).

Как видим, и сторонников, и противников достаточно, но все ли из них могут обосновать свою точку зрения?

Наша редакция приведет положительные и отрицательные аспекты реформы, чтобы читатель сам смог сделать соответствующие выводы.

Положительные моменты:

  • сумма средней пенсии к 2024-му составит 20000 руб. и далее будет увеличиваться в том же темпе;
  • поступления в ПФР увеличатся (больше людей будет работать), снизятся его траты на выплату пенсий (меньше тружеников доживет до пенсионного возраста), поэтому финансово-экономические показатели фонда улучшатся.

Негативные аспекты:

  1. рост бедности (много граждан останутся без средств к существованию ввиду сложностей с поиском работы – несмотря на ввод ответственности для работодателей, эта мера может оказаться малоэффективной, и ввиду сложностей с выполнением трудовых обязанностей вследствие преклонного возраста);
  2. рост безработицы (из-за переизбытка рабочей силы);
  3. массовый уход от выплат страховых взносов по причине “я же все равно не доживу до пенсии”;
  4. по мнению экспертов – рост профзаболеваний и, как следствие, сокращение продолжительности жизни.

Итак, пенсионная реформа во многом неприятна для наших граждан, но необходимость ее проведения назрела давно. Если что-то не сделать сейчас, потом может быть уже поздно. Важно, чтобы Правительство в итоге приняло компромиссное решение, учитывающее интересы как отдельных граждан, так и всей страны в целом.

Модернизация накопительной пенсионной системы

Членами парламента принято постановление заменить накопительную часть пенсии «индивидуальным пенсионным капиталом» (ИПК). Сегодня бюджет ПФ складывается из: 16% страховой части, они поступают в ПФ, 6% — накопительная часть — может быть перечислена в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

С 2014 года отчисления на накопительную часть в НПФ остановлены, взносы, поступающие в ПФ, относят на страховую часть пенсии. Накопительная часть пенсии была заморожена по причине западных санкций, которые вызвали падение котировок акций компаний и сокращение прибыльности от размещения денежных средств в НПФ. Следовательно, расходы ПФ увеличились, а в НПФ перестали поступать денежные средства. Для разрешения сложившейся ситуации члены парламента внедрили ИПК.

Идея ИПК заключается в том, что страховая часть пенсии неизменна, а средствами накопительной части гражданин управляет самостоятельно. Он вправе не пользоваться ИПК и не перечислять туда деньги или предусмотреть приемлемые суммы отчислений. Деньги перечисляет сам трудящийся, не работодатель.

Денежные средства находятся в распоряжении застрахованного лица, а не государства. Их можно передать в случае смерти лица. Минфин пояснил, что деньгами, накопленными по ИПК-системе, можно пользоваться при необходимости до момента выхода на пенсию, например направить на платное лечение. В Минфине отмечают, что в отношении ИПК предусмотрена система страхования, как для банковских вкладов. Таким образом государство защитит денежные средства, предназначенные на период старости.

По данным Министерства финансов, к ИПК примкнет половина российского народа. Предполагают получить суммарных отчислений за каждый год триллион рублей. Финансисты считают, что прогнозируемой суммы можно достичь, если россиян подключить к ИПК-схеме без их согласия. Минтруд высказался, что россиян следует присоединять к ИПК в добровольном порядке. В итоге присоединение «автоматом» не одобрили. К ИПК схеме подсоединят граждан, но по желанию возможно выйти из системы. ИПК внедрят с 2020 года.

Второе чтение законопроекта

Нормативно-правовой акт был одобрен профильным комитетом. Его рекомендовали к принятию. Рассмотрение документов осуществляется с учетом поправок.

Проект закона, одобренный во втором чтении, предполагал внесение последующих изменений:

  • Увеличение пенсионного возраста на 5 лет. Женщины могли отправиться на заслуженный отдых в 60, а мужчины в 65 лет. Если лицо осуществляло работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, повышение это произошло бы до 55—60 лет.
  • Для учителей и медработников выход на пенсию отложили на 5 лет после выработки необходимого стажа по специальности. Он составит от 25 или 30 лет в зависимости от условий, в которых осуществляется деятельность.
  • Увеличение пенсионного возраста произойдет постепенно. Ежегодно планка будет повышаться на один год.

На какие льготы могут рассчитывать пенсионеры

Пенсионная реформа в России подразумевает ряд нововведений. Законодательно определено понятие «предпенсионный возраст» – пять лет до пенсии. В это время работодатель не имеет права уволить или не продлить контракт сотруднику по причине его возраста. Дополнительно для предпенсионеров предусматривается возможность бесплатного повышения квалификации или получение новой специальности через службу занятости или нанимателя.

Читайте также:  Как избежать лишения прав за алкоголь в суде при полном подписании в 2023 году

Предусмотрены также новые льготы пенсионной реформы:

  • досрочная пенсия женщинам, родившим троих и более детей;
  • оформление пенсии на полгода раньше для тех граждан, кто должен выйти на заслуженный отдых в 2019–2020 гг.;
  • сохранение рабочих мест и создание новых для граждан предпенсионного возраста;
  • дополнительные 2 дня отпуска для прохождения диспансеризации;
  • досрочное назначение пенсии для лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж.

Можно ли было не проводить пенсионную реформу и сохранить возраст выхода на пенсию

Перед принятием закона о повышении пенсионного возраста складывалось ощущение, что даже те, кто за него выступали — не верили в то, что говорят. И действительно, их аргументы в пух и прах разбиваются при детальном рассмотрении. Ни один из аргументов за повышение пенсионного возраста не оказался состоятельным. Приводим таблицу опровержений, которые доказывают, что пенсионную реформу можно было бы не проводить.

Аргументы за пенсионную реформу Почему можно было не повышать пенсионный возраст
Пенсионный возраст «60 (55)» установлен в начале 1930-х, когда продолжительность жизни в СССР составляла около 40 лет, сейчас она — 72,7 года. Низкая средняя продолжительность жизни в 1920-е годы обусловливалась высокой младенческой смертностью и не связана с пенсионной проблематикой. Число «72,7» относится к прогнозируемой Росстатом продолжительности жизни родившихся в 2017 году, которым предстоит выход на пенсию в конце 21 века.
В странах Запада пенсионный возраст установлен на уровне 65 лет и выше. Почти все страны Восточной Европы и бывшего СССР на 2018 год также уже повысили пенсионный возраст. Лишь за 2010—2016 годы о росте пенсионного возраста было объявлено в 72 странах. Нельзя оперировать только одним параметром, скрывая другие: в большинстве из тех стран доходы населения и продолжительность жизни выше, чем в России. Также есть мнение, что больший календарный стаж на Западе сочетается с меньшим числом отработанных за год часов, а сравнение отработанных за весь стаж часов — не показывает значительного отличия от РФ.
Исследования, обосновавшие выбор пенсионного рубежа «60/55 лет», проводились давно — в 1920-е годы. Сейчас продолжительность жизни в России ощутимо повышается. Она заметно повышается только в сравнении с 1990-и годами, по сравнению же с 1960-ми повышение небольшое, причём свидетельств улучшения здоровья и работоспособности пожилых граждан нет, но есть многочисленные свидетельства обратного. Пенсионный возраст не был снижен в период резкого снижения продолжительности жизни в 90-е.
Из-за старения населения на одного пенсионера приходится меньше работающих членов общества, чем в советское время. Такие соотношения не показательны: они не учитывают возросшую за счет автоматизации производительность труда. Не учтено также сокращение числа детей, приходящихся на 1 работающего. В итоге доля иждивенцев в населении РФ почти не меняется, что значительно снижает расходы государства на воспитание и образование, а женщины при этом реже отрываются от работы для ухода за малышами.
Повышение пенсионного возраста является безальтернативным и срочным решением, так как без него вся пенсионная система РФ рухнет. Иные способы оздоровления пенсионной системы либо не дадут значимого эффекта, либо сделают страну уязвимой для падения цен на нефть. Существуют иные способы оздоровления пенсионной системы, включающие пресечение нелегальной занятости (сейчас из 77 млн работающих отчисления в ПФР платят 44 млн, остальные работают неофициально),введение прогрессивной шкалы налогообложения, увеличение выплат бизнеса в Пенсионный фонд,оптимизацию деятельности самого Пенсионного фонда РФ,введение государственной монополии на торговлю алкоголем
Повышение пенсионного возраста поможет бороться с ростом дефицита Пенсионного фонда и дотаций фонду из госбюджета Предполагаемый антиэффект от безработицы, снижения цены труда, медицинских и социальных проблем, уменьшения льгот пенсионерам перекроет все финансовые плюсы
Повышение пенсионного возраста выгодно уже вышедшим на пенсию лицам, а в перспективе и тем, кто выйдет на неё с задержкой Выгода пенсионеров сведётся к прибавке 12000 руб в год, а ежегодные потери их чуть более молодых родственников, лишённых пенсии (в допущении, что деньги на пенсии где-то нашлись бы без ущерба для экономики), превысят этот масштаб на порядок; потери граждан предпенсионного возраста за счёт лишения пенсионных льгот многократно превышают их будущую прибавку к пенсии.
Россияне 55-65 лет ещё вполне способны работать и являются активной категорией граждан Бывает по-разному, во многих регионах просто не найти работы после 50 лет, не говоря уже о 60. По опыту и наблюдениям людей, средняя продолжительность жизни в момент обсуждения реформы такова, что Пенсионный фонд нередко получает отчисления от граждан, но ничего им не выплачивает из-за смерти до достижения даже не повышенного пенсионного возраста.
Период дожития пенсионеров в РФ (продолжительность жизни после выхода на пенсию) сравним с аналогичным показателем в развитых странах Да, этот период сравним. И если рассматривать лишь тех, кто не умер до пенсии, то получается, что подъём пенсионного возраста влияет на продолжительность дожития слабо. Но ситуация в РФ отличается большой долей не доходящих до пенсионного рубежа мужчин (из-за бедности, плохих условий труда и медобслуживания), и в рассуждениях нельзя не учитывать вклад этих людей в пополнение ПФР

«27 лет пенсионных реформ»: история пенсионных изменений в РФ

Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система.

На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: сколько можно получить и на что потратить

В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи.

Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто.

Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

«Перезагрузка пенсионной системы неизбежна»

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, «в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна», — приводит «Свободная пресса» слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

«Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может», — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

В России проиндексируют пенсии военных пенсионеров

Пенсии военных пенсионеров и приравненных к ним лиц в России планируется проиндексировать на 8,6%, предложение выдвинуто президентом РФ Владимиром Путиным.

Индексировать выплаты соотечественникам будут по аналогии с обычными пенсиями, начиная с 1 января текущего года.

«Мы приняли решение в отношении гражданских пенсионеров: с 1 января [пенсии] должны вырасти на 8,6%, то есть выше инфляции за прошлый год. Но, разумеется, мы не должны забывать и про военных пенсионеров», — сказал Путин в ходе совещания с постоянными членами Совбеза.

Предполагается, что индексация затронет 2,6 млн россиян, получающих военную пенсию и приравненных к ним.

Как подчеркнул Путин, в планах проиндексировать выплаты военным пенсионерам с 1 октября 2022 года.

Ключевой вопрос для будущего НПО – востребованность новой системы у граждан. Они, с одной стороны, не доверяют частным фондам, а с другой – государству, заморозившему накопления и поднявшему пенсионный возраст.

«Большая проблема НПФ из нулевых и начала десятых годов была в их непрозрачности. Некоторые их владельцы просто сбежали из страны с деньгами и спокойно живут в Лондоне», – напоминает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. По его мнению, самый лучший вариант – сделать пенсионный накопительный счет похожим на брокерский. Им должен управлять либо сам владелец при наличии соответствующих подтвержденных компетенций, либо управление должно быть максимально прозрачным. То есть будущему пенсионеру нужно дать возможность видеть весь список проведенных операций и при необходимости их скорректировать.

В целом же эффективность готовящейся пенсионной реформы оценить сейчас сложно. Пока не появился законопроект, все параметры новой системы неизвестны. С точки зрения Переславского, сегодня работнику проще завести инвестиционный счет и покупать простейшие инструменты.

Размер средней пенсии в России сейчас находится на уровне 18 тыс. руб. – с учетом растущих цен этой суммы для достойной жизни, разумеется, недостаточно, рассуждает директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец. В идеале размер пенсионных выплат должен соответствовать средней зарплате. «Но это на самом деле утопия. Даже в западных странах средняя пенсия – четверть или треть средней зарплаты», – продолжает эксперт.

Другой разговор, добавляет он, что среднегодовые доходы работников в развитых странах намного выше. Кроме того, там сформирована культура инвестирования, люди доверяют государственным и частным пенсионным фондам, и многие выходят на пенсию со сформированной финансовой подушкой.

Но уже сейчас любой гражданин может добровольно присоединиться к НПФ и делать регулярные отчисления, чтобы получить прибавку к будущей пенсии, отмечает Сухоставец. «Возможно, реформа сделает этот процесс проще и прозрачнее, а вклады в НПФ будут застрахованы – это повысит популярность НПФ и позволит повысить благосостояние будущих пенсионеров», – допускает он.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *