Организационная структура, задачи и основные функции МЧС России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организационная структура, задачи и основные функции МЧС России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Современная система и штатно-организационная структура МЧС выступают сегодня в качестве основного контролирующего органа исполнительного госаппарата федерального значения. Главное руководство на должном уровне осуществляет разработку и реализацию внутренней политики правительства России, а также принимает активное участие в организации мероприятий по обеспечению ГО и оперативной ликвидации масштабных катаклизмов и аварий техногенного характера. Помимо этого, «на плечи» аварийно-спасательной службы возложены и другие не менее ответственные задачи.

Горноспасателей переводят в МЧС

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Как сообщает пресс-служба Кремля, этим документом на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагается функция по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей.

Комплекс аварийно-спасательных и технических работ на объектах металлургии и энергетики осуществляют военизированные горноспасательные части общей численностью личного состава 4742 человека. До настоящего времени они находились в ведении Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго.

К данным подразделениям относятся: в Минпромторге – ФГУП «Металлургбезопасность» (1666 человек личного состава), в Ростехнадзоре – ФГУ «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве» (579 человек), в Минэнерго — ОАО «Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть» (2497 человек). «Существует своя специфика в горной промышленности и в металлургии. Чтобы эксклюзивные спасатели не были разобщены, чтобы можно было осуществлять централизованное управление силами и средствами, они переданы в ведение МЧС», — цитирует пресс-служба МЧС заместителя министра Александра Чуприяна.

Ведомственная разобщенность военизированных горноспасательных подразделений отрицательно влияла на их готовность к действиям по предназначению, приводила к децентрализации управления, ухудшению технической оснащенности, снижению уровня реагирования. Это требовало при проведении аварийно-спасательных работ дополнительного привлечения федеральных сил и средств.

Как считают в МЧС России, передача указанных предприятий в ведение этого ведомства обеспечит оперативное реагирование на возникающие угрозы, исключит межведомственные проволочки, уменьшит финансовые затраты, повысит материально-техническую обеспеченность и готовность аварийно-спасательных сил и средств, а также будет способствовать их дальнейшей консолидации с целью совершенствования системы обеспечения безопасности предприятий и населения. «Теперь у горноспасателей будет единое управление, что обеспечит оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации и консолидирует усилия спасательных служб, — сказал замглавы МЧС. — Военизированные горноспасательные части во многом схожи и идентичны по тактике деятельности как с нашими спасателями, так и с пожарными».

До принятия соответствующих нормативно-правовых актов работникам военизированных горноспасательных частей и членам их семей сохранятся льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством. «Кардинально будет меняться их оснащение, а социальные условия горноспасателей будут улучшены», — сказал замминистра.

В МинистерствеРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) Пятьзаместителей Министра,в том числе:

– один первый заместитель (в настоящее время – Цаликов Руслан Хаджисмелович);

– один статс-секретарь – заместитель Министра (в настоящее время – Пучков Владимир Андреевич);

– а также главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующиеся правами заместителя Министра;

б)коллегия в количестве19 человек;

в)до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и до 11 управлений.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители, входящие в него по должности, а также другие руководящие работники центрального аппарата МЧС России, организаций, находящихся в ведении МЧС России.

Численность коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МЧС России.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами МЧС России.

В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС России создается научно-технический совет, в состав которого могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Для разработки основных направлений международного сотрудничества и обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования при МЧС России создается совет по оценке и стратегическому планированию международной деятельности. Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Читайте также:  Отдых на море малообеспеченных семей в 2023 годе

«Подводные камни» на пути развития

С самого начала создание в России единой спасательной системы было сопряжено с различными трудностями. В 1991 году развалился Советский Союз и сформировалась «новая» Россия. В то время практически ничего не делалось созидательного. И именно в таких сложных условиях «новоиспеченному» корпусу русских спасателей предстояло в буквальном смысле слова «творить чудеса» своими руками. Сергею Шойгу и его заместителю Юрию Воробьеву предстояло в короткие сроки создать целую спасательную систему. Однако для этого недостаточно было просто привести людей. Их нужно было еще найти. А ведь профессии спасатель даже в тарифно-квалификационном справочнике тогда не было.

Помимо этого, катастрофически не хватало финансовой поддержки со стороны властей. Не было свободных помещений. Отсутствовали необходимые технологии, спасательные инструменты и приборы, которые были нужны для работы. Но самое главное — не было ни системы образования, ни самих учебных заведений, которые бы осуществляли подготовку профессиональных кадров. В то же время кризисная ситуация в стране, межнациональные конфликты и внезапные стихийные бедствия в срочном порядке требовали полностью укомплектованной и готовой для оперативного реагирования внутриведомственной системы. И только благодаря ежедневной кропотливой работе «над собой» и личным усилиям Сергея Шойгу, Юрия Воробьева, а также самих спасателей, которые совершенно не имели практического опыта в этой работе, за короткий срок удалось на достаточно качественном уровне решить эти насущные проблемы и создать благоприятную почву для дальнейшего развития этой структуры.

Сигнал оповещения Гражданской обороны

«Хочешь мира — готовься к войне», и, хотя холодная война между советским союзом и Америкой закончилась, войска Гражданской обороны, которые входят сегодня в состав Министерства чрезвычайных ситуаций России, остались. Они сильно изменились внешне и внутренне, но система ядерной безопасности осталась практически без изменений. В случае угрозы глобальной катастрофы срабатывает специальная система оповещения мирных граждан. Это специальный сигнал «Внимание всем», который знаком каждому — характерный протяжный вой сирены невозможно спутать с другими «тревожными» сигналами ГО.

Если сработала система оповещения о глобальной катастрофе (например, в случае угрозы ядерной войны), жители населенных пунктов должны в срочном порядке включить государственный (местный телеканал), или настроить любую радиостанцию — в прямом эфире действующий президент страны или его уполномоченные представители объявят о чрезвычайном положении, расскажут о правилах безопасности, а также дадут подробные инструкции, что и в какой последовательности необходимо делать гражданскому населению. В мирное время тревожный сигнал сирены в Москве звучал только один раз — в ноябре 1982 года, когда хоронили Брежнева. Так в Советском союзе прощались с генсеком.

Причины для задержки присвоения звания

Если возникает какая-либо необоснованная задержка при присвоении очередного звания, то в полном соответствии с законодательством РФ, следующее звание присваивается ему со следующего дня после окончания срока выслуги в предшествующем звании.

Задержки присвоения звания могут быть и обоснованными. Например, подозрения в недобросовестной службе или заведение уголовного дела. Или у сотрудника есть серьезные дисциплинарные взыскания. Тогда присвоение следующего по старшинству звания может быть отложено до проведения внутренней служебной проверки или внешнего расследования.

В случае, если доказано, что сотрудник не виновен в нарушении служебной дисциплины, то он будет реабилитирован и получит очередное звание со дня срока выслуги предыдущего звания.

Официальной датой образования структуры считается 27 декабря 1990 года. То есть можно сказать, что спасательной службе России всего 30 лет. По факту, история Министерства началась еще в средневековой России. Почему же 27.12.1990 года? В этот день правительством страны был подписан указ о создании Департамента. В задачи структуры входило:

Первые попытки сформировать коллективное противостояние возможным бедствиям (пожарам, наводнениям, последствиям вооруженных конфликтов) предпринял Иван Грозный. По указу Царя, начала формироваться противопожарная служба, был издан свод правил предупреждающих возникновение пожаров. На всех жителей распространялась «пожарная повинность», то есть обязательство иметь в хозяйстве инструмент и средства для тушения огня.

С развитием промышленности России и появлением новых видов производства образуются различные спасательные службы. Например, отряды для ликвидации пролива нефти на месторождении или горноспасательные группы. После прихода к власти Народных Комиссариатов первыми принимаются постановления о борьбе с пожарами. Для этих целей при НКВД создается специальный Департамент. Термин «стихийные бедствия» стали впервые употреблять в России в 1922 году.

По мере того, как появлялись те или иные возможные угрозы, происходило формирование подразделений МЧС. Таким образом, расширялись функции Министерства от обеспечения безопасности конкретного объекта, до общегосударственных мероприятий по защите территории и населения страны.

Силы постоянной готовности федерального уровня

В силы постоянной готовности федерального уровня от МЧС России входят:

  • Национальный центр управления в кризисных ситуациях (ФКУ НЦУКС) (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в г. Москве;
  • Центральный аэромобильный спасательный отряд в г. Жуковском (Московская область);
  • поисково-спасательные службы;
  • Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» в г. Москве;
  • отдельные вертолётные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи;
  • региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы в г. Реутове (Московская область), Хабаровске, Екатеринбурге, Красноярске, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске и в пос. Кулешовка (Ростовская область).

ПС субъектов Российской Федерации

В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.

Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:

  • тушение огня;
  • спасение людей, имущества, ценностей, культурного наследия;
  • профилактические меры.

Цель создания гарнизона

Говоря канцелярским языком, гарнизон пожарной охраны — это общая совокупность находящихся на определенной территории подразделений пожарной охраны, их органов управления и вспомогательных служб, независимо от их принадлежности и форм собственности.

Внимание! С 2005 г. в официальной документации для обозначения ГПО применяется другой термин — «пожарно-спасательный гарнизон» (ПСГ). Однако между собой служащие МЧС продолжают для удобства называть его гарнизоном пожарной охраны или просто гарнизоном.

Основная цель создания ГПО/ПСГ — это грамотная координация действий всех служб/организаций, созданных/предназначенных для тушения любых видов пожаров и спасения людей на конкретной территории, направленная как на предотвращение возникновения очагов возгорания (природных и техногенных), так и на максимально эффективную ликвидацию уже возникших пожаров.

Согласно ст. 11 Приказа МЧС РФ № 467, непосредственное руководство любым ГПО осуществляет его начальник. В силу ст. 15 того же документа, эту нештатную должность замещают:

  • в ТГПО — начальник регионального ГУ МЧС РФ;
  • в МГПО — начальник местной пожарно-спасательной службы МЧС (если же в населенном пункте нет ФПС, то на эту должность назначают инспектора поселковой/сельской ГПС, ответственного за тушение пожаров в данной местности).

Важно: несмотря на то, что начальник гарнизона формально несет всю ответственность за деятельность ГПО на закрепленной за последним территории, большинство ключевых решений, направленных на выполнение задач гарнизонной службы в ГПО, чаще всего принимаются коллегиально — специально созданным для этих целей нештатным органом Управления гарнизоном (УГ).

Согласно ст. 11 и 12 Приказа МЧС РФ № 467, в состав вышеуказанного УГ, помимо его начальника, включаются также:

  • его замы (по оперативному реагированию, по тылу, по взаимодействию с СЖО и т. д.);
  • оперативный дежурный ПСГ;
  • диспетчер;
  • начальники всех НШС в ГПО (подробнее об этих службах — в последнем разделе статьи);
  • кроме того, в состав УГ в случае необходимости (а конкретно — для координации взаимодействия МЧС с местными добровольными пожарными командами) могут вводиться работники администрации области (края, республики) РФ/муниципального образования.

Можно ли пройти срочную службу в МЧС

Сама по себе служба в армии является весомым преимуществом для мужчины при устройстве на любую работу. Даже сферы деятельности, не связанные с физической подготовкой, отдают предпочтение заявителю, который предоставил военный билет. Дело в том, что при постановке на воинский учет мужчина проходит всевозможные проверки: медицинские, психологические и личностные, а значит, может гарантировать свою гражданскую компетентность.

Однако, если говорить о работе в МЧС, служба в армии не является гарантией трудоустройства. Несмотря на прохождение службы в армии, существует ряд других факторов, которые могут препятствовать устройству на должность спасателя. О них говорится выше в данной статье, и, к сожалению, некоторые из этих факторов не являются взаимоисключающими для армии.

Если кандидат проходил «срочку» в армии на должности полевого инженера, сапера или спасателя, то при трудоустройстве в МЧС ему может отдано предпочтение и определены льготы.

Особыми привилегиями обладают заявители, отслужившие в армии в рядах МЧС. Однако стоит понимать, что попасть в спасательный отряд внутренних войск так же тяжело, как и устроиться на работу в МЧС. Требования к призывникам не менее жесткие, чем к кандидатам на работу, поэтому, если юноша принимает решение непременно служить в армии в войсках МЧС, ему необходимо заблаговременно заняться своей физической подготовкой и иметь репутацию законопослушного гражданина. После службы в войсках МЧС мужчина с легкостью может устроиться на работу спасателем или пожарником.

Жилищный вопрос до сих пор остается одним из самых насущных для россиян. Неудивительно, ведь большинству из них приходится копить на свой угол десятки лет. Но некоторым категориям граждан государство все же готово помочь. В этот перечень, в частности, входят сотрудники МЧС. Но не все. Ст. 4 № 283-ФЗ определяет не только характер помощи, но и требования к получателю. Главные выглядят так:

  • срок службы – не меньше 10 лет;
  • нуждаемость в жилье – свое жилье отсутствует или не соответствует нормативам.

Сама поддержка оказывается в денежном выражении. С 2015 года государство стало компенсировать часть затрат на приобретаемое жилье. Максимально возможная сумма – 70% от стоимости. При этом нужно учитывать имеющиеся региональные нормативы на 1 человека. На федеральном уровне они составляют:

Читайте также:  Какой порядок и сроки выплаты алиментов на ребенка?
Норма площади На 1-го человека На всех
На 1 человека 33 м
2
33 м
2
На 2 человек 21 м
2
42 м
2
На семью из 3 и более человек 18 м
2
54 м
2

и больше

Какие пожарные входят в МЧС

Сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям является личный состав федеральной и противопожарной службы субъектов РФ.

На 2016 год в штате МЧС было 18 111 человек.

Федеральный округ Количество единиц личного состава
Центральный 4 359
Северо-западный 2 403
Южный 1 550
Северо-Кавказский 1 050
Приволжский 3 246
Уральский 1 594
Сибирский 2 706
Дальневосточный 1 203

К 2020 году численность личного состава противопожарной службы доведена до 220 000 человек. В их распоряжении находятся 13 600 зданий, 18 634 единиц автомобильной техники, 49 пожарных катеров.

Владимир Пучков, министр

В ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной со взрывом на шахте «Северная» 26.02.2016 г. (г. Воркута, Республика Коми), в результате которой погибло 35 и пострадало 14 человек, установлено, что действующая организационная структура органов управления и сил местного пожарно-спасательного гарнизона многоступенчатая, имеет многочисленные избыточные звенья управления, необоснованно завышенную численность управленческого персонала и контрольно-надзорных подразделений, что не обеспечивает эффективное решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Александр Чуприян, заместитель министра

Никакой повышенной готовности не существует. Как был мизер в карауле, так он и остался, ничего мы не усилили, никакой дополнительной техники не включили. И вот это лукавство, которое пронизывает всю систему, оно с удовольствием кушается на каждом уровне от главного управления до регионального центра, от регионального центра до НЦУКСа. Мы играемся, вот и все…

Отрывок из этого выступления цитировал, в том числе, официальный печатный орган Правительства Российской Федерации.

При пожаре в психиатрической больнице, на котором погибло 38 человек, пожарные федеральной пожарной охраны выехали через 21 минуту после сообщения.

В рамках реализации Всемирной Продовольственной программы ООН в 2012 г. осуществлялась доставка более тысячи тонн жёлтого лущеного гороха в Сомали и Таджикистан . В 2011 году 760 тонн гороха было отправлено МЧС России в Гвинею. Доставка гуманитарной помощи в Мали осуществлялась авиационным транспортом МЧС России . Консервы, рис и сахар в Гвинею в 2012 доставлялись самолётом ИЛ-76 МЧС России .

Порядок и условия прохождения службы военнослужащими, а также сотрудниками Государственной противопожарной службы определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в Вооружённых Силах Российской Федерации и в органах внутренних дел соответственно, а также нормативными актами МЧС России.

Военнослужащих в МЧС России — 7230 человек

(по состоянию на 1 июля 2014 г.), сотрудников ФПС —
151 000 человек
. На занесенную трассу под Оренбургом МЧС России выслало пожарные автомобили. Начальник ГУ МЧС России по Оренбургской области в дальнейшем объяснял прокуратуре, что пожарные автомобили оказались неприспособленными к расчистке дорог от снега.

Тушение природных пожаров не является законодательно закреплённой функцией МЧС . Однако в результате пропаганды и агитации МЧС России большинство граждан считает, что МЧС России является главным борцом с лесными пожарами — несмотря на то что абсолютное большинство лесных пожаров тушится работниками лесохозяйственных организаций, а роль МЧС России в тушении пожаров на природных территориях незначительна. Статистическая информация о пожарной обстановке в лесах страны, собираемая органами лесного хозяйства, на сайте МЧС России появляется раньше, чем на сайте Рослесхоза (а ещё несколько лет назад эту информацию вообще можно было получить только в МЧС России ). Широко распространённое представление о том, что за борьбу с лесными пожарами отвечает в первую очередь МЧС России, способствовало разрушению отраслевой (лесной) системы борьбы с лесными пожарами в последние годы.

По словам главы МЧС России С. К. Шойгу, во многих городах существуют структуры, которые выполняют функции МЧС России.

Министерству разрешено ввозить без уплаты импортных пошлин легковые автомобили и мотоциклы, которые будут использоваться для любой деятельности ведомства и уполномоченных им организаций.

Программа переоснащения МЧС России современными образцами техники и оборудования на 2011-2015 годы предусматривает в 2011 году покупку 18 автоцистерн, а также самолётов, вертолётов и экспертно-криминалистических лабораторий.

В 2008 г. Минкомсвязи России и МЧС России разработали концепцию создания системы «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Говорилось о том, что переход служб и ведомств на эту систему повысит оперативность реагирования и улучшит их взаимную скоординированность (а значит, снизит ущерб от чрезвычайных ситуаций), и что время ожидания по экстренным звонкам не должно превышать 8 секунд. После того, как концепция получила одобрение Правительства Российской Федерации, МЧС России и Минкомсвязи России более двух лет потратили на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые должны были отвечать за её реализацию. В 2011 году системы «112» функционирует только на территории Курской области.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *