Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто он — единый региональный оператор? Тариф един для всех!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.
Документы для получения лицензии
Пакет документов, необходимых для оформления разрешения на работу с отходами:
-
учредительная документация компании;
-
чек об уплате госпошлины;
-
свидетельства, дающие право работать с мусором I-IV класса опасности;
-
документы на тару для приемки и хранения мусора;
-
по спецмашинам: технические паспорта, заключения о техническом состоянии ТС, договоры на их ТО, обработку, мойку, дезинфекцию;
-
протоколы замеров микроклимата, освещенности, состава воздуха, уровня шума на местах работы сотрудников;
-
информация об образовании работников;
-
медицинские заключения сотрудников;
-
положительное заключение комиссии экологической экспертизы (ГЭЭ).
Какие потребуются документы?
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.
Кроме того, потребуется предоставить следующее:
- Заявление, оформленное надлежащим образом.
- Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
- Дубликаты всех учредительных документов.
- Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
- Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
- Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.
В заявлении должна указываться следующая информация:
- Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
- Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
- Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
- Конкретный вид деятельности.
- Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
- Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
- Доказательства уплаты госпошлины.
- Контакты (номера телефонов, электронная почта).
Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).
Указаны основания для осуществления деятельности компании:
- В соответствии с региональной программой;
- С территориальной схемой;
- В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.
Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.
Порядок ценообразования
Тарифы на вывоз ТБО по 44-ФЗ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Либо эту функцию может выполнять орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов, если полномочия были переданы законом субъекта РФ. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть выше, чем стоимость услуг по организации данной деятельности, которая была определена по результатам конкурсного отбора региональных операторов.
ФАС РФ составила методические рекомендации, согласно которым при расчете тарифов учитывается необходимая валовая выручка для конкретного регулируемого вида деятельности, а также объем, масса ТКО. Во всех расчетных формулах, имеющих отношение к массе отходов, принято проводить исчисление в тоннах или кубах, то есть в метрах кубических. А значит, в едином тарифе регионального оператора в данной сфере также должны использоваться такие параметры.
При подписании договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу и обращению с ТБО по 44-ФЗ в тексте документа обязательно ссылаются на нормативный акт, устанавливающий тарифы для данной сферы. Например, это можно сделать в разделе «Цена договора и порядок расчета».
Разница между ТБО и ТКО: какие отходы относятся к коммунальным
Лицензия на твердо-коммунальные отходы отличается видами мусора ТБО от ТКО. Так, например, к бытовому мусору относится все то, что остается или выбрасывается на свалку в результате бытовой жизнедеятельности. Коммунальными отходами является все, что становится в результате потребления физическими лицами, в частности, товары, утратившие свои физические свойства. Следует четко понимать, в чем состоит разница между ТБО и ТКО, так как лицензия подразумевает разные требования к лицензиатам, их оборудованию для переработки и утилизации. Рассмотрим твердые коммунальные отходы, что к ним относится:
- любые электрические приборы и устройства;
- пищевые отходы;
- пакет и упаковки;
- мебель;
- тара из-под разных бытовых средств.
Понятие твердых бытовых отходов не включает снег или лед, аккумуляторы и батарейки, ртутные лампы, отходы от строительства и результат жизнедеятельности животных.
Срок действия и стоимость лицензии
Лицензия выдается сроком на пять лет. Информация по изменениям юридического статуса, местонахождения, адреса транспортировки, вида ТБО должна быть донесена до лицензионного органа в письменном виде в течение двух недель с момента изменения.
После пяти лет подают заявление на получение повторной лицензии. Если трудовая деятельность безупречна с точки зрения закона, органы выдают бессрочную лицензию. Сколько стоит лицензия?
Средняя стоимость получения лицензии составляет 300 тыс. рублей.
В сроках действия разрешений юридическое лицо или ИП осуществляют лицензируемую деятельность. Ежегодно проводится проверка. О ней уведомляют письменно за десять дней. Результат оформляется соответствующим актом, который подписывают участники ревизии. Предприятие не может работать, если нет лицензии.
Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?
Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.
Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.
Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.
Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.
Как получить лицензию на отходы?
Точный расчет цены на ТБО
Так как цена на оформление зависит от перечня выбранных отходов
и цена может варьироваться от 450 тысяч рублей до нескольких миллионов
появляется необходимость расчитать стоимость лицензии!
Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:
а) виды отходов I — IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение; б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности);
в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных в период с 01.01.2007 до 11.01.2009 года.
Условия размещения отходов 1-4 классов опасности
Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
- захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
В ст. 12 закона № 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов:
- Строительство полигонов ТБО происходит в строгом соответствии с требованиями экологического, градостроительного и иного законодательства. Необходимо получить лицензию на полигон ТБО(то есть деятельность по хранению отходов).
- Собственники территорий размещения отходов должны постоянно мониторить и контролировать уровень загрязнения окружающей среды, проводить работы по ее восстановлению.
- Объекты (полигоны ТБО и другого вида мусора) вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) территориальными органами Росприроднадзора.
- Вывозить отходы можно только на свалку, включенную в ГРОРО.
- П. 5 ст. 12 закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и т. д.
Возгорание ТБО на полигонах рассматривается как аварийный выброс в атмосферу загрязняющих веществ. В случае его возникновения согласно Временным рекомендациям, утв. Минэкологии РФ от 02.10.1992:
- рассчитываются выбросы и, исходя из них, сумма иска к виновнику выброса в защиту пострадавших природных ресурсов;
- организации, предприниматели и должностные лица, виновные в возгорании, привлекаются к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Работа в других регионах
Территориальный вопрос деятельности зависит от того, какой именно орган выдавал лицензию. Если разрешение было получено в федеральных отделениях, предприниматель имеет право собирать, вывозить и перерабатывать мусор на территории всей страны.
Если лицензия на вывоз отходов была получена в региональных органах власти, предпринимателю необходимо создать письменное уведомление о том, что он планирует осуществлять свою деятельность за пределами региона, где зарегистрирован. Этот документ направляется в органы лицензирования того региона, где планируется проведение работ.
В этом уведомлении обязательно указываются:
- Название и юридический адрес фирмы по вывозу ТБО.
- Организационно-правовая форма юридического лица.
- Сведения о регистрации юридического лица в едином реестре.
- Персональные данные ИП.
- Сведения о регистрации ИП и внесении в единый реестр.
К отправляемому заявлению обязательно прилагается заверенная копия лицензии. Проверить наличие у физического или юридического лица разрешения можно в специальном реестре учета выданных лицензий.
Необходимые документы
Организация может самостоятельно заняться сбором и предоставлением всего необходимого пакета документации либо доверить это действие посреднику. В любом случае пакет документов одинаковый.
Первый этап – это подача правильно составленного заявления. В нем указывается общая информация об организации:
Подача заявления на лицензию ТБО
- Наименование предприятия.
- Юридический адрес.
- Номер свидетельства и ИНН.
- Территория, на которой планируется осуществлять услуги по вывозу мусора.
- Определение типа отходов в соответствии с классом опасности.
- Контактные данные.
- Информация об уплате государственной пошлины.
Заявление не принимается, без сопроводительных документов к которым относится:
- Копии всех уставных документов, свидетельств, подтверждение постановки на налоговый учет.
- Заключение СЭС о соответствии помещения, техники и инструментов необходимым нормативам.
- Накладные, договора аренды или купли-продажи, свидетельствующие о наличии у предприятия всей необходимой технологической базы.
- Сертификаты, подтверждающие допуск сотрудников к работе с отходами определенного класса.
- Трудовые соглашения либо другие документы, подтверждающие такие взаимоотношения с сертифицированными работниками.
- Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
В соответствии с законодательством возможна личная подача всего пакета в Росприроднадзор либо отправка его заказным письмом с перечнем вложений.
Кто выдает лицензию на вывоз мусора, и что нужно для ее оформления в 2021 году?
Информация о том, кто выдает лицензию на вывоз мусора, содержится в приказе Минприроды № 379. Согласно этому нормативному документу рассмотрением лицензионных заявок и оформлением документов в России занимается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В субъектах Федерации эти функции выполняют межрегиональные управления ведомства.
В соответствии с пунктом 3 положения, утвержденного постановлением № 2290, лицензия на отдельные виды деятельности по обращению с отходами выдается соискателям, работающим смусором I-IV классов опасности. Этот нормативный документ указывает, что получить лицензию на вывоз мусора вправе и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель. Оно оформляется отдельно на каждый вид работ, предусмотренных пунктом 30 статьи 12 99-ФЗ. Для каждого из них установлены отдельные лицензионные требования.
Сбор отходов |
Обработка отходов |
Утилизация отходов |
Обезвреживание отходов |
Размещение отходов |
Транспортировка отходов |
Наличие стационарного и мобильного оборудования, необходимого для выполнения работ по выбранной технологии |
Наличие стационарного и мобильного оборудования, необходимого для выполнения работ по выбранной технологии |
Наличие стационарного и мобильного оборудования, необходимого для выполнения работ по выбранной технологии |
Наличие законного права использования земельного участка, где осуществляется размещение |
Оборудованные и снабженные спецзнаками транспортные средства, необходимые для выполнения работ и отвечающие действующим нормативам |
|
Наличие положительного заключения государственной экспертизы о степени опасности эксплуатируемого объекта |
Наличие положительного заключения государственной экспертизы о степени опасности эксплуатируемого объекта |
Наличие положительного заключения государственной экспертизы о степени опасности эксплуатируемого объекта |
|||
Наличие законного права использования помещений, где будут выполняться работы |
|||||
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие используемого помещения установленным нормативам |
|||||
Наличие штатных сотрудников, которые прошли обучение в области обращения с мусором по классу опасности, соответствующему профилю деятельности предприятия |
Лицензия на вывоз ТБО отменена?
До 1 июля 2021 года лицензия на право вывоза ТБО была отменена.
Но с этого дня, после внесения изменений в ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления», лицензию должны приобрести все компании, планирующие заниматься вывозом твердых бытовых отходов.
Теперь нарушителям этого закона грозит штраф и другие наказания.
Получить лицензию имеет право организация или ИП, заключившая договор на вывоз ТБО. Учитывается класс опасности отходов. Роспотребнадзор выдает разрешительные документы на пять лет.
Прежде чем выдать лицензию, предприятие проверяют на:
- наличие оборудования и возможностей для выполнения работ по вывозу мусора;
- возможность обеспечения безопасности и экологичности всех этапов работы.
Среднестатистический горожанин в нашей стране производит за год примерно 350 кг бытовых отходов.
Такой утиль делят на следующие группы:
- Наносящие вред природе в силу длительного срока разложения. Это небиологические виды мусора — пластик, стекло, текстиль, резина, упаковочные и строительные материалы.
- Не наносящие вред природе и человеку. Это биологические отходы — растительные и пищевые.
Внимание! Лицензия необходима вне зависимости от вида перевозимого мусора. Это нужно знать каждому, кто собирается производить вывоз ТБО.
В зависимости от опасности отходы делятся на 5 типов. Особо опасные — это представители 1 и 2 классов. К ним относятся нефтепродукты, отходы химической промышленности и машиностроения.
К 3 и 4 классу относят твердые бытовые отходы, разлагающиеся за срок от 3 до 30 лет и не несущие никакого особого вреда окружающей среде.
5 класс — это бытовые отходы, совершенно безвредные для человека и природы.
Лицензия на вывоз ТБО
Документ, разрешающий деятельность по вывозу твердых бытовых отходов, содержит следующую информацию:
- Название органа, выдавшего лицензию.
- Дата и номер.
- Виды работ и классы отходов.
- Данные лицензиата, как юридического или физического лица.
- Срок действия документа.
- Печать и подпись.
Разрешение сопровождает список отходов с разделением по классам и снабженный кодами. Все отходы указаны в особой таблице, вид работ по каждому классу и название региона, где будет проходить деятельность.
Все листы заверены подписью и печатью. Так как лицензия — это бланк строгой отчетности, то она имеет серию и номер.
Лицензия выдается не только на вывоз мусора, но и на другие виды работ, предусмотренные законом:
- сбор отходов;
- перевозка;
- утилизация;
- обезвреживание;
- переработка;
- размещение;
- использование.
Один бланк лицензии используется для выдачи разрешений на все виды работы, но в документе конкретизируются лишь те виды, которыми намерен заниматься заявитель.