Статья: Основания и порядок производства дознания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья: Основания и порядок производства дознания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Понятие, сущность дознания как формы предварительного расследования

Предварительное расследование производится не только в форме предварительного следствия, но и в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Дознание — это уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Действующий закон дознанием именует только форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК), и где дознанием исчерпывается все расследование по уголовному делу.

Вместе с тем действующее законодательство сохранило и тот вид деятельности органов дознания, при которой они при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

Предварительное следствие и дознание как формы предварительного расследования

Уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие (ч.1 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовным дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознания.

Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, которая выступает строго регламентированной уголовно-процессуальным законом совокупностью следственных действий, направленных на собирание, закрепление и оценку доказательств, чтобы воссоздать истинную картину преступления, установить виновных лиц и обеспечить условия для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

Субъекты стадии предварительного расследования – это государственные органы и должностные лица, полномочия которых заключаются в уголовно-процессуальной деятельности.

Осуществление предварительного расследования происходит только в пределах уголовного дела и в форме предварительного следствия либо дознания.

Дознание проводят дознаватели, которые относятся к органам внутренних дел РФ, пограничным органам федеральной службы безопасности, органам службы судебных приставов, Государственной противопожарной службе, следователи прокуратуры, дознаватели (следователи) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ (ч.3 ст. 150 УПК[1]).

Предварительное следствие производят следователи, которые служат в прокуратуре, органах ФСБ, органах внутренних дел РФ и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подследственность является совокупностью признаков уголовного дела, согласно которому конкретное уголовное дело может расследовать дознаватель или следователь того или иного органа в пределах свои полномочий.

Согласно теория уголовного процесса признаки подследственности уголовного дела состоят из предметного (родового), территориального (местного) и персонального (например, при совершении преступления следователем). Для определения подследственности конкретного уголовного дела производится одновременная оценка этих признаков в их совокупности. Правила о подследственности созданы для распределения дел между органами предварительного расследования, чтобы обеспечить полное, всестороннее, объективное и быстрое расследование уголовного дела (схема Приложения А[2]).

Уголовные дела, подследственные дознанию относятся к делам небольшой и средней тяжести и перечисляются в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

На определение подследственности уголовных дел тем или иным органам предварительного следствия влияет тяжесть совершенного преступления и лица, его совершившего и определяется ст. 151 УПК РФ.

Согласно статье 152 УПК РФ определяется произведение предварительного расследования по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Наряду с этим, есть и исключения. Например, в случае начала преступления в месте деятельности одного дознавателя или следователя, а окончание в месте деятельности другого, расследование уголовного дела проводится по месту окончания преступления (как при совершении хищения товаров из вагона движущегося грузового поезда). К месту деятельности дознавателя или следователя относят территорию или местность, закреплённую за соответствующим органом, который является местом работы того или иного дознавателя либо следователя.

При невозможности определения места совершения преступления или при совершении преступлений в разных местах, то решение прокурора определяет местом расследования уголовного дела по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Проведение предварительного расследования может происходить по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей чтобы обеспечить его полноту, объективность и соблюсти процессуальные сроки (примером служит выезд дознавателя или следователя в командировку в какой-либо населенный пункт доя быстрого и полного расследования уголовного дела).

Началом предварительного расследования считается момент возбуждения уголовного дела. Должностное лицо, которое производит расследование по поручению, выносится постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. При получении следователем либо дознавателем уже возбужденного дела, выносится постановление о принятии его к своему производству. Таким образом, наблюдается прочная связь стадии возбуждения уголовного дела и его расследования через непрерывность течения процессуальных сроков.

Далее рассмотрим дознание в сокращенной форме, которое относится к новой форме предварительного расследования.

Производство дознания в сокращенной форме осуществляется:

1) при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица;

2) при признании подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, а также при отсутствии оспаривания правовой оценки деяния, приведенного в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) при отсутствии обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме.

К обстоятельствам, исключающим производство дознания в сокращенной форме относятся:

1) несовершеннолетие подозреваемого;

2) наличие оснований для производства о применении принудительных мер медицинского характера;

3) отношение подозреваемого к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства;

4) подозрение лица в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, расследуемым органами дознания;

5) незнание подозреваемым языка ведения уголовного судопроизводства;

6) возражение потерпевшего против производства дознания в сокращенной форме.

Ведение уголовных дел при сокращенной форме дознания является более лёгким, что объясняется «экономией» процессуальных сил и средств и «минимальным» предметом доказывания.

Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подаётся в следующем порядке:

1. Право на заявление данного ходатайства принадлежит подозреваемому, который ознакомлен до начала первого допроса через дознавателя с данным правом, порядком и правовыми последствиями производства дознания в сокращенной форме, о чем протокол допроса подозреваемого имеет соответствующую отметку. Ходатайство подаётся подозреваемым в течение 2 суток. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и подписывается подозреваемым и его защитником.

2. Поступившее от подозреваемого ходатайство рассматривает дознаватель в срок не более 24 часов с момента его поступления. После рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений:

1) удовлетворить ходатайство и произвести дознание в сокращенной форме;

2) отказать в удовлетворении ходатайства при обстоятельствах, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.

3. Уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме необходимо направить прокурору и потерпевшему в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления. Уведомление потерпевшему содержит разъяснение порядка и правовых последствий производства дознания в сокращенной форме, а также права на возражение против производства дознания в сокращенной форме[9].

Процесс доказывания отличается объёмом собираемых доказательств, достаточным для установления события преступления, характера и размера причиненного вреда, а также виновности лица в совершении преступления.

Согласно ст. 226.5 УПК РФ учитывая конкретные обстоятельства уголовного дела, дознаватель имеет право:

1) не проводить проверку доказательств при отсутствии оспаривания их подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

2) не проводить допрос лиц, которые в ходе проверки сообщения о преступлении дали объяснения, кроме случаев необходимости установления дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств, сведения о которых отсутствуют в материалах проверки сообщения о преступлении, либо нуждаются в проверке доказательства, достоверность которых оспаривает подозреваемый, его защитник, потерпевший или его представитель;

3) не совершать назначение судебной экспертизы относительно фактов, которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, кроме следующих случаев:

а) необходимости установить по уголовному делу дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства;

б) необходимости проверить выводы специалиста, достоверность которых подозреваемый, его защитник, потерпевший или его представитель ставят под сомнение;

в) наличия оснований для обязательного назначения судебной экспертизы;

4) не совершать проведение иных следственных и процессуальных действий, чтобы установить фактические обстоятельства, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, при соответствии таких сведений требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Это говорит о минимальности предмета доказывания при сокращенной форме дознания, по сравнению с предметом доказывания при дознании в общем порядке.

Срок дознания в сокращенной форме должен быть не больше 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (ст. 226.6 УПК РФ). Этот срок составляет время со дня, когда выносится постановление о производстве дознания в сокращенной форме до дня, когда уголовное дело направляется прокурору с обвинительным постановлением. При условии удовлетворения одного из ходатайств, которое заявляют обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель при ознакомлении с материалами уголовного дела, данный срок может быть продлен до 20 суток. Прокурор должен получить Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме не позднее, чем за 24 часа до истечения срока.

Читайте также:  Можно ли анонимно пожаловаться на работодателя в трудовую инспекцию по телефону

Итоговый документ при производстве по уголовному делу в сокращенной форме дознания выражается обвинительным постановлением, с такой же структурой, что и обвинительный акт. Обвинительное постановление подписывает дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Обвинительное постановление составляется не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Не позднее 3 суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемого и его защитника следует ознакомить с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, что отмечается в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела[10].

Следующая особенность дознания в сокращенной форме заключается в расширении процессуального статуса лиц, которые имеют самостоятельный правовой интерес в уголовном деле в лице обвиняемого и его защитника, потерпевшего. Предположительно, это объясняется минимальным количеством действий дознавателя в области доказывания обстоятельств совершения преступления. Указанные участники согласно ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ имеют право на ходатайство на окончательном этапе при ознакомлении с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, в котором содержится:

1) признание доказательств, указанных в обвинительном постановлении, недопустимые из-за нарушения закона, которые допущены при получении такого доказательства;

2) запрос на право производить дополнительные следственные и иные процессуальные действия для восполнения пробела в доказательствах по уголовному делу, имеющих объёме достаточный для составления заключения о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности обвиняемого в совершении преступления;

3) запрос на право производить дополнительные следственные и иные процессуальные действия, чтобы проверить доказательства с сомнительной достоверностью, от чего зависит законность итогового судебного решения по уголовному делу;

4) запрос на право производить пересоставить обвинительное постановление при его несоответствии требованиям УПК РФ[11].

Проблемы определения сроков производства предварительного расследования в форме дознания

В последующем, в результате рассмотрения законопроекта в трех чтениях в Государственной Думе РФ, возврата Советом Федерации РФ законопроекта в Государственную Думу РФ и работы согласительной комиссии, законопроект был принят в изменённом виде, не отвечающем, на наш взгляд, тем целям, которые первоначально ставились инициаторами законопроекта при его разработке.

Действительно, реформа норм УПК РФ, регламентирующих подследственность уголовных дел, по которым производится дознание, повлекла за собой и необходимость реформирования норм о порядке производства дознания. Возникла необходимость изменения сроков производства дознания, введения возможности их продления.

Вместе с тем, в действующей на настоящий момент редакции УПК РФ начальник органа дознания, возглавляя соответствующий орган дознания, лишен полномочий по установлению и продлению сроков дознания.

Начальнику органа дознания определена «созерцательная роль» за сроками производства дознания подчиненными ему дознавателями.

На практике имеют место быть случаи, когда дознавателем предоставлялись прокурору материалы уголовного дела для продления срока дознания, при этом продление срока дознания было не мотивировано, а вызвано лишь халатным отношение дознавателя к своим должностным обязанностям, и срок дознания истек, а перечень необходимых следственных действий дознавателем не выполнен.

Прокурор вынужден продлевать срок дознания, так как законодателем ему не предоставлено иных вариантов поведения.

На наш взгляд, «именно ведомственный контроль начальника органа дознания за действиями дознавателя и возложение на него полномочий по первоначальному продлению срока дознания до 30 суток, могли бы устранить возможные варианты халатного отношения должностных лиц к обязанностям по производству дознания»1.

Начальнику органа дознания необходимо предоставить и аналогичные права по установлению срока дознания при возобновлении ранее приостановленного дознания.

Указанные полномочия позволят начальнику органа дознания более ответственно контролировать сроки производства по уголовным делам, находящимся в производстве органа дознания. Кроме того, перечень должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных на продление сроков дознания, недостаточно конкретизирован в кодексе. Предусмотрено, что срок расследования уголовного дела может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями.

К вышеуказанному перечню не относятся прокуроры транспортных и иных специализированных прокуратур.

Вместе с тем, прокуроры транспортных прокуратур осуществляют надзор за производством дознания дознавателями таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 (ред. от 28 декабря 2007 г.) установлено, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев – прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами, то есть перечень должностных лиц, уполномоченных продлять сроки дознания, обоснованно расширен1.

По нашему мнению, пробел в процессуальном законодательстве в данном случае подлежит устранению внесением изменений в закон.

Предлагается установить следующую последовательность продления сроков дознания: 1. При возбуждении уголовного дела срок дознания составляет 30 суток и может быть продлен на срок до 30 суток мотивированным постановлением начальника органа дознания. 2. По истечении указанного периода, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями. 3. По истечении 6 месячного срока, срок дознания может быть продлен до 12 месяцев прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором, но только в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Соответствующие поправки необходимо внести в УПК РФ и изложить статью 223 УПК РФ в следующей редакции: «3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен мотивированным постановлением начальника органа дознания до 30 суток. 4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями до 6 месяцев

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Актуальные проблемы предварительного следствия

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Предварительное расследование — что нужно знать

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Читайте также:  Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС
Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

О проблемах организации и деятельности предварительного следствия в научных и законодательных кругах уже много лет ведется дискуссия. Не менее важна данная тема и для практических работников.

После создания Следственного комитета и разделения процессуальных функций предварительного следствия и надзора особых перемен в плане реформирования предварительного следствия не произошло. Все значимые законодательные изменения можно отнести к годичной давности и, очевидно, что изменения в большей степени затронули полномочия прокурора[1].

Тем не менее, у следствия не исчезли длительное время существующие проблемы и, мало того, появились новые, в большинстве своем касающиеся организации расследования преступлений новым следственным органом.

В современной науке при разграничении проблем организации и реализации предварительного расследования в целом выделяют четыре группы проблем: концептуальные, уголовно процессуальные, криминалистические и криминологические. Что касается проблем организации предварительного следствия, то следователями допускаются ошибки, в основном, процессуального и криминалистического характера, так как они связаны с нарушением установленного порядка производства следственных действий либо методики расследования тех или иных видов преступлений.

Следует считать верным мнение В. В. Прекращение уголовных дел органами дознания и предварительного следствия? Алиференко[4] о том, что устранению изложенной проблемы поспособствовало бы дополнение ч. 1 ст. 51 УПК РФ об обязательном участии защитника положениями п. 5, 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ: об участии защитника с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления либо в отношении которого проводится доследственная проверка).

В производстве следователя дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних занимают весомую часть уголовных дел. Производство следственных действий по такой категории дел всегда было сложное, так как требовало (и требует) обязательного участия законных представителей и педагогов.

Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что в связи с возбуждением и расследованием названных уголовных дел в практике может возникнуть ряд проблем. В частности, по таким вопросам, как задержание подозреваемого и обеспечение его защитником с момента, предусмотренного в законе, продление сроков расследования, и некоторым другим. Однако в рамках данной статьи автор намерен затронуть проблему, которая, на наш взгляд, не менее актуальна.

Должностные лица, перечисленные в ч.3 ст.40 УПК, обязаны возбудить уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия независимо от характера совершенного или готовящегося преступления. Между тем в силу других требований уголовно-процессуального закона они вправе это сделать только лишь по делам о преступлениях, по которым обязательно предварительное следствие, да и то с некоторой натяжкой для такого вывода.

Уголовно-процессуальный кодекс не отражает в полной мере полномочия органа дознания и его начальника. Ст. 41 УПК определяет, что полномочия органа дознания на дознавателя возлагаются начальником органа дознания, его указания являются обязательными. Для того, чтобы провести определенные следственные действия, необходимо получить согласие начальника органа дознания. Начальник органа дознания имеет право продлить срок доследственной проверки, утверждает обвинительный акт, составленный дознавателем (ст. 144, 255 УПК).

Вопросы, связанные с производством дознания, решаются непосредственно дознавателем. Дознаватель — это должностное лицо, входящее в орган дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания на осуществление предварительного расследования в виде дознания. Начальник органа дознания принимает решение по вопросам, ходящим в компетенции органа дознания (п. 7 ст. 5).

Производить дознание, другую процессуальную деятельность может полномочное и уполномоченное начальником орган дознания лицо (лицо, которому были делегированы эти полномочия начальником органом дознания). Делегирование процессуальных осуществляется после издания соответствующего указа, либо написания резолюции начальником органа дознания подчиненному сотруднику. Статусом дознавателя может быть наделено любое должностное лицо.

Начальник органа дознания не имеет права возлагать уголовно-процессуальную деятельность на должностное лицо, проводившее по этому делу оперативные и розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).

На органы дознания возлагаются полномочия:

  • дознания по делу, по которому необязательно производство предварительного следствия;
  • выполнения следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия является обязательным.

На органы дознания возлагаются следующие обязанности: исполнять поручения следователя о производстве некоторых следственных действий, проведении оперативных и розыскных мероприятий, об исполнении постановлений о приводе, задержании, аресте, других процессуальных действий; требовать производства ревизий и документальных проверок при проверке сообщения о преступлении, привлекать к участию всех необходимых специалистов; поддерживать в суде государственное обвинение по уголовным делам, законченным в форме дознания; взаимодействовать с соответствующими должностными лицами и компетентными органами международных организаций и иностранных государств.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

Справочно:

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Комментарий к Статье 223 Уголовно-процессуального кодекса

1. Дознание — это упрощенная и ускоренная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более оперативной.

2. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Основанием для производства дознания в соответствии с ч. 2 ст. 223 является небольшая общественная опасность преступлений, определяемая с помощью подследственности. Исключение из подследственности дознания предусмотрено ч. 1 ст. 434, подп. «б», «в» и «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

3. При производстве дознания, как правило: а) отсутствует процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) обвиняемый обычно появляется после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК; в) не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст. 186), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1); г) не заключается досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1).

4. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК), орган дознания или дознаватель в ходе производства неотложных следственных действий вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления.

5. Производство дознания осуществляют дознаватели органов дознания, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователи Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

6. В связи с принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» были внесены изменения и в уголовно-процессуальное законодательство.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. В связи с этим Приказом заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150 утверждена Инструкция «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

В соответствии с ней командир воинской части (начальник органа военной полиции) уполномочен давать поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ и указанной Инструкцией дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, но совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, производится следователями военных следственных органов. В отношении остальных лиц предварительное расследование проводится в форме дознания.

7. Производство по делу в форме дознания осуществляется в более короткие сроки, чем те, которые предусмотрены для предварительного следствия. Установленный срок дознания в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела может быть продлен прокурором еще на 30 суток, т.е. до 60 суток. Ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток представляются прокурору за 5 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока дознания свыше 60 суток представляются прокурору за 10 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока свыше 6 месяцев — за 15 дней до истечения срока (см. п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).

Дознание как форма предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

  1. дознание;
  2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

  • в общих условиях предварительного расследования,
  • в единых способах собирания и проверки доказательств,
  • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
  • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Понятие, сущность, задачи, значение и система стадии предварительного расследования

Преступления – это общественно опасные посягательства на права и свободы личности, правомерные интересы общества и государства, причиняющие огромный вред государству и его гражданам. В течение последних лет криминогенная ситуация в России остается достаточно сложной. В связи с этим деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, применению установленных законом мер воздействия в отношении виновных в их совершении, ее организация и эффективность является объектом повышенного внимания всех ветвей государственной власти, всесторонней правовой регламентации, поисков путей совершенствования.

Читайте также:  Счет-фактура с 01 июля 2023 года

Особую роль в уголовном судопроизводстве играет предварительное расследование, поскольку именно оно является одной из первоначальных стадий уголовного судопроизводства, на которой уполномоченные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления. Иными словами, осуществляют деятельность по доказыванию того, что в деянии определенного лица имеются признаки состава преступления, предусмотренного конкретной статьей УК РФ.

Сущность и значение предварительного расследования

Предварительное расследование представляет собой самостоятельную стадию уголовного процесса, вторую после возбуждения уголовного дела в системе досудебного производства. Одним из признаков, позволяющих отделить стадии судопроизводства друг от друга, является своеобразие процессуальной формы. В процессуальной форме предварительного расследования выделяются правила наиболее общего характера, устанавливающие его условия, последовательность и порядок, и правила производства конкретных процессуальных действий.

Правила наиболее общего характера уголовно-процессуальный закон называет общими условиями предварительного расследования.

Общие условия составляют основу расследования, в некотором смысле его костяк, так же как принципы составляют основу всего уголовного судопроизводства. Расследование не может осуществляться с нарушением его общих условий. В противном случае собранные в ходе предварительного расследования доказательства являются недопустимыми, а принятые решения – не имеют юридической силы.

Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному разбирательству дела.

Расследование называется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде. Сделанные органами дознания и предварительного следствия первоначальные выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившем, является для суда предварительной версией органов предварительного расследования, осуществляющих в соответствии с уголовно-процессуальным законом уголовное преследование (ст. 20 УПК РФ), что подлежит всесторонней и объективной проверке в суде.

Однако без предварительной досудебной подготовки материалов суд не может должным образом решить возложенные на него задачи по осуществлению правосудия. До судебного разбирательства специально уполномоченные на то законом органы дознания и предварительного следствия в установленном законом осуществляют деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств о событии преступления; виновности лица его совершившего, а также о мотивах преступления; об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности; об условиях, способствующих совершению преступления; о характере и размере вреда, причиненного преступлением. Это далеко не полный перечень обстоятельств, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законом требуется установить на этой стадии (ст. ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Понятие предварительного расследования

Таким образом, предварительное расследованиеэто самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, на которой специально уполномоченные органы и должностные лица (следователь, руководитель следственного органа, дознаватель и орган дознания) осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливается виновность (или невиновность) лица в совершении преступления, а также иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

При производстве предварительного расследования решаются важные задачи, общие для суда, прокурора, органов предварительного следствия и дознания. Формулируя задачи уголовного судопроизводства, закон конкретизирует их решение применительно к стадиям уголовного процесса, устанавливает пределы полномочий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяя тем самым непосредственные задачи отдельных стадий процесса и органов, ведущих производство по уголовному делу.

С учетом сказанного можно сформулировать следующие задачи предварительного расследования:

  1. Быстрое и полное раскрытие преступления. Под раскрытием преступления понимается установление в определенном законом порядке обстоятельств преступления и совершившего его лица. В практической деятельности органов дознания и предварительного следствия преступление признается раскрытым, когда собраны достаточные доказательства, изобличающие в совершении преступления конкретное лицо, и это лицо привлечено в качестве обвиняемого. Закон требует быстрого раскрытия преступления. Это необходимо для того, чтобы обеспечить полное раскрытие преступления и неотвратимость наказания за его совершение. Преступление считается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу (ст. 73 УПК РФ): событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Подлежат выяснению также причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, в связи с чем их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и предварительного следствия. Без целенаправленной деятельности этих органов раскрытие многих преступлений практически невозможно. Быстрое и полное раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам. При этом рамки уголовной ответственности лица, совершившего преступление, определяются органами предварительного расследования в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, составляемом по результатам их процессуальной деятельности.

  1. Изобличение виновных как задача предварительного расследования заключается в том, что органы дознания и предварительного следствия должны собрать достаточно доказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличии события преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Недостаточность или сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным в совершении преступления. Органы предварительного расследования обязаны не только изобличить лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечить неуклонение обвиняемого от следствия и суда, его участие в судебном разбирательстве, иными словами – предоставить обвиняемого в распоряжение суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности. С этой целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения: подписку о невыезде, заключение под стражу и др.
  2. Обеспечение правильного применения закона означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений.

Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначение справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. В то же время точное исполнение закона исключает необоснованное привлечение к уголовной ответственности и осуждение невиновных.

  1. Решая возложенные на них задачи, органы дознания и предварительного следствия обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Они вносят в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление.
  2. В случае причинения преступлением материального ущерба органы дознания и предварительного следствия обязаны принять меры по обеспечению возмещения материального ущерба. В числе таких мер могут быть:
  • розыск и изъятие похищенного имущества;
  • наложение ареста на имущество и вклады;
  • проведение обыска в целях обнаружения и изъятия имущества, денег и ценностей, нажитых преступным путем, и т.д.
  1. Всей своей деятельностью органы дознания и предварительного следствия должны способствовать укреплению законности и правопорядка. Эта задача решается путем: строгого соблюдения законов в деятельности самих этих органов; разъяснения и обеспечения прав всех участвующих в деле лиц; изобличения виновных и защиты невиновных; выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, внесения представлений в целях устранения нарушений закона; предания гласности обстоятельств совершения преступления (если это не противоречит интересам расследования) в воспитательных целях и в целях формирования соответствующего общественного мнения в связи с совершением преступления; привлечения общественности к расследованию преступлений и т.п.

Следует отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют укреплению законности и правопорядка.

Предварительное расследование, проведенное органами дознания или следствия в соответствии с законом, является фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, и в последующем постановление законного, обоснованного и справедливого приговора.

Согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование производится в одной из двух самостоятельных форм: в форме предварительного следствия или дознания.

Данные формы разграничивают по следующим признакам:

  1. по органам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность. Предварительное следствие осуществляют только следователи (органов внутренних дел, Следственного комитета, органов ФСБ); дознание – дознаватели (органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, органов федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов). В отдельных случаях дознание могут осуществлять следователи (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
  2. по характеру подследственных дел. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовным дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание. Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, которые более просты с точки зрения расследования (ч. 3 ст. 150 УПК РФ);
  3. по процессуальному режиму: — дознание осуществляется в более короткие сроки;
    • надзор за производством дознания осуществляется прокурором. При производстве предварительного следствия контроль преимущественно реализуется руководителем следственного органа;
    • дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, но не приостанавливать исполнение указаний (за исключение случаев, установленных ч. 4 ст. 41 УПК). Возражение следователя на указания руководителя следственного органа по основным, принципиальным вопросам уголовного дела (об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю, привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, избрании меры пресечения, производстве следственных действий, которые допускаются по судебному решению) предполагает приостановление их исполнения;
    • при производстве дознания отсутствует (по общему правилу) такой этап деятельности, как привлечение лица в качестве обвиняемого; — итоговым документом дознания является обвинительный акт либо обвинительное постановление (в случае производства дознания в сокращенной форме), предварительное следствие, по общему правилу, завершается составлением обвинительного заключения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *